Безмоторный самолет Perlan — история развития планера

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Banggood INT

Создание безмоторного самолета планера Perlan завязалось в далеком 1951 году в США и связано далеко не с обычным жаждой его создателей утолить жажду полета в свободном планировании, а изучить необычный феномен возникновения восходящих потоков невиданной мощности у подножья горы Сьерра Невада. Предполагали, что эти самые потоки способны всходить на несколько десятков тысяч километров.

Предположения были подтверждены резонансным случаям, когда тяжкий истребитель разведчик Локхид П-38 «Лайтнинг» массой в 9 тонн при заходе на посадку в небольшом аэропорту Бишопа был подхвачен мощным потоком атмосферы на высоту 10 км. Двигатели внутреннего сгорания той эпохи не способны трудиться при таком сильном разряженном воздухе. Ему пришлось планировать с этой вышины на землю. До этого случая летчики избегали полетов в этой поясу, называя их «полетами над крышкой гроба». Давно беспокоившая военных и метеорологов проблема спрашивала дальнейшего изучения со стороны ученых.

Безмоторный самолет Perlan

Йоахим Кюттнер — эксперт горной метеорологии

Для решения этой задачи был назначен эксперт по горной метеорологии Йоахим Кюттнер. Избран Йоахим был не случайно. Он был одним из лучших в те времена специалист, какой изучал поведение восходящих потоков у подножья горных массивов с таким фанатичным подходом. Узкая специализация в горной метеорологии сделалась целью всей его профессиональной жизни. Труды по изучению динамики горных валов в 1939 году стали некой хрестоматией в данной районы. Сегодня все новейшие исследования подтверждают в один голос его итоги анализов формирования волн.

Одной из замечательных черт его подхода к делу — это беззаветное погружение в любимое занятие. Он был способен рисковать собой поднимаясь в небо на экспериментальных аппаратах для подтверждение своих теоретических изысканий. Лишь в непосредственной близости, и даже скорее пребывании в воздушных потоках подавали ему ответы на его вопросы. Для него были неприемлемы никакие принципы обелённого риска. Он соглашался на всевозможные испытания летательных аппаратов, какие не всегда заканчивались успешно. Один лишь случай крушения военного тяжкого транспортника Ме 323 «Гигант» времен второй мировой брани чуть не стоит ему жизни.

После эмиграции в США ему пришлось скопить самых одаренных планеристов, которые в то время покоряли небосвод без помощи мотора и били планки рекордов на протяженность и вышину полетов. Одним из таких в 50-х годах в США был Пол Маккриди, который приобрел свою популярность в построении альтернативных видов летательных аппаратов. Ореолом его славы находят сверхвысотный электропланер NASA Pathfinder.

Электропланер nasa pathfinder

Одному участнику его команды повезло вяще всех. Это тогда еще совсем юному Эйнару Эневолдсону, какой за «хлеб и воду» напросился обслуживать экспериментальные детища Йоахимма Кюттнера. Ценность такого везения заключается в том, что это новое направления высотного планеризма зарождалось на его юных глазах. И, как правило, с таких людей, какие начиная на волне энтузиазма шаг за шагом отчаянно познают излюбленное дело, получаются великие новаторы.

Источник возникновения воздушных потоков

Что же пришло источником появления столь колоссальной энергии волн с наветренной сторонки горных хребтов? Оказалось, что подобные статические волны с мощной энергией могут возникать при их накатывании на высотные горные хребты под углом в 90 градусов.

При таком угле штурмы высокий горный хребет служит потоку воздуха трамплином для взмывания росло вверх. Эталонными условиями для попадания такой волны росло в стратосферу служит не порывистый постоянный штормовой ветер, верный угол атаки близкий к 90 градусам и гладкий рельеф у подошвы горы. Здесь стоит отметить очень интересный момент, что объект угодивший внутрь волны не ощущает влияния высокой кинетической энергии и скорости свыше 20 м/с.

Но как лишь объект попадает на границу вихревого потока с основным потоком атмосферы вне вихря, как его закручивает в воздуховорот. Это и была основная причина всех предыдущих несчастливых случаев в аэропорту Бишоп. Попавшие пилоты испытывали колоссальнейшие перегрузки ближние к 20G.

Были и счастливчики, которые попав в такие воздуховороты на рубежу потоков остались живы. Одним из таких был Ларри Эдгар, планер какого на высоте 5 км. превратился в ошметки, а сам он хоть и остался жив, но лишился зрения в итоге высокой перегрузки.

Эйнар Эневолдсон и его карьера

Вот так в маленьком аэропорту Бишоп на рубежу гор Сьерра-Невада и полного легенд неба, молодой Эневолдсон разрешил осуществить свою мечту о полете на высоту, граничащую с космосом. Аппарат приобрел свое наименование Perlan в связи с тем, что облака в небе в тех краях приобретали перламутровый окрас.

Вкусив всю харизму Йоахим как молоко маме Эневолдсон шаг за шагом начинает познавать небо. Отчаянный и бесстрашный Эневолдсон всю свою официальную карьеру в качестве испытателя посвящает ВВС США и NASA Dryden. За 30 лет на его счету десятки рекордов вселенной, сотни испытанных аппаратов. И казалось, в этой профессии с таким рослым уровнем риска пришло время отдохнуть на пенсии. Но это не про Эневолдсона!

Эйнар Эневолдсон и его карьера

Он не может попросту спокойно сидеть и наблюдать за небом или за тем, как бьют его рекорды по ТВ. В его случае, когда он получил еще вящую волю, жизнь только начинается.

Знакомство Эневолдсона с Фоссетом и их сотрудничество

Будучи официально на пенсии в 1987 году он принимает вызов изведать самолет разведчик Grob G 520. Далее испытание летающей метеостанции Strato 2C, на какой он устанавливает новый рекорд высоты в 18,5 км. Но и это не оказывается верхушкой его достижений, способной удовлетворить его. Далее — полет в стратосферу, какая даст возможность прикоснуться с космосом на планере без каких либо двигателей, используя лишь восходящие воздушные потоки воздуха.

Знакомство Эневолдсона с Фоссетом

Для свершения дальнейших планов неугомонного старца необходима была финансовая поддержка, которую он смог отыскать познакомившись в 1999 году с миллионером Стивом Фоссетом. Как лишь предложение достигло ушей Фоссета, он не смог вопреки всяческим этикетам взять паузу, чтобы осмыслить дело. Эта пауза продолжалась неприличные 10 секунд. А ведь речь шла о подъеме на рекордные 30 км.

Проектирование стратосферного планера Perlan

Надо было с чего-то начинать. За основу грядущего агрегата Perlan решено было выбрать мотопланер Glaser Dirks 505, предел комплекта высоты после определенных переделок составлял порядка 18 км с мотором на борту. Пока Фоссет хватал уроки планирования перед предстоящим покорением стратосферы. Эневолдсон тем порой занялся допилом Glasser. Вместо мотора была введена батарея и система подачи кислорода с баллонами для подачи в органы дыхания и наддува в подкостюмном пространстве с мишенью создания атмосферного давления. Аппарат оборудован системой аварийного катапультирования на парашютах. Демонтирована герметизация кабины. Разрешено взять в аренду у НАСА изолирующие защитные костюмы. Стоковые крылья бывальщины адаптированы под планирования на сверхвысотах, их конструкция стала длиннее до 29 метров и соответственно концентрированнее.

Все мероприятия по переделкам аппарата в безмоторную стратосферную яхту для поднятия на вышину необходимы не для удобства, а лишь для обеспечения самых неоходимых жизненноважных проблем. Покорение высоты в 18 тыс. км. без применения мотора не хотят укладываться в здравый резон. Но эти ребята и здравый смысл несопоставимые вещи. Для сравнения, самая рослая точка земной поверхности гора Эверест — 8848 м. Без особых костюмов НАСА нахождение на высоте в 18 км просто невозможно по винам скачков температуры от -55 до -75 0С. Что касается давление, то оно составляет на подобный высоте порядка 0,1 атм. Воздух настолько разряжен, что при несогласье системы поддува воздуха и подачи в органы дыхания на вышине 18 км. человек способен жить в течении нескольких секунд.

Для справки! Чуть рослее на высоте 19,2 км, на так называемом «пороге Армстронга» при разгерметизации костюма кровь и межтканевая жидкость «вскипает» и человечий организм мгновенно погибает.

Скорость стремительно вырастает в разряженной окружению, поэтому риск разрушения крыльев высокий. На этот счет и предусмотрена система эвакуации с парашютами как заключительная нить спасения.

Запуск аппарата Perlan

Переделки завершены в 2002 году и летательный аппарат Perlan с бортовым номером N577SF готов к полету. Пункт старта Омарама в Новой Зеландии. На протяжении трех сезонов экипаж так и не смог побить планку вышины в 12 км. В 2006 году было решено сменить пункт взлета по совету метеорологов на Эль-Калафат в Патагонии.

Запуск аппарата Perlan

Perlan на гребне первой валы выносят на высоту 10,5 км. Но каким-то чудом Фоссет и Эневолдсон цепляются за немало мощным потом следующей волны и возвышаются на рекордную вышину 15460 м.

Дальнейшая судьба Perlan и его создателей

Это будет заключительным воздушным путешествием как для аппарата Perlan так и для его экипажа Фоссета и Эневолдсона в Патагонии. Сейчас безмоторный летательный аппарат Perlan гордо красуется в авиа музее Сиэтла. Эневолдсон достигает года 90 лет и ему врачи категорически запрещают летать. Фоссет попадает в 2007 году в крушение на моторном самолете. На этом история героических полетов стариков-высотников заканчивается, но проект не закрывается! Он переходит на степень Perlan 2, о котором мы поговорим в следующей статье. В 2016 году Perlan 1 отпраздновал свою 11 летнюю годовщину.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.