Госкомпаниям придется согласовывать с правительством покупку самолетов, вертолетов и судов

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Everbuying INT

С 1 января 2018 г. правительство получит право регулировать приобретение госкомпаниями авиа- и морской техники, заявил зампред правительства Дмитрий Рогозин: аэропланов – дороже 1 млрд руб., судов – дороже 2 млрд, вертолетов – дорогостоящей 400 млн. Законопроект одобрен правительством и внесен в Госдуму, цифры неокончательные и будут зафиксированы постановлением правительства, произнёс Рогозин: речь не только о госкомпаниях, но и о компаниях с госучастием и «дочках» госкомпаний с частью государства более 50%. Это для импортозамещения, объяснил он (цитаты по «Интерфаксу»).

Авиализинг уйдет за рубеж

Дорогостоящей 1 млрд руб. и самые популярные в России и мире Airbus 320 и Boeing 737, и новоиспеченные Embraer и Bombardier (см. графику). Российские авиакомпании берут самолеты в лизинг, так что сделки будут увязывать лизинговые компании, а они принадлежат госбанкам (Сбербанку, ВТБ и ВЭБу), стране (ГТЛК) или госкомпаниям («Ильюшин финанс»).

«Государство готовится к выходу МС-21 (российский среднемагистральный аэроплан), и это правильно, – комментирует представитель «Ильюшин финанс». – Необходимо отстаивать отечественного производителя». У компании есть заказ на 20 Bombardier CS-300, сообщает он, но они не конкуренты МС-12 и назначены прежде всего не для России; есть и заказ на 50 МС-21.

Представитель ГТЛК находит, что закон не повредит ее бизнесу: «Лизинговые программы ГТЛК устремлены на развитие отечественного производства авиатехники и водного транспорта». У ГТЛК 103 воздушных корабли, из них 37%, или 38 шт., иностранные: 36 самолетов и два вертолета. «ВТБ лизинг», по словам его представителя, не планирует новоиспеченных контрактов на самолеты. Представители «Сбербанк лизинга» и «ВЭБ лизинга» на требования «Ведомостей» не ответили.

Крупнейшая частная авиакомпания S7 последнее 31 корабль взяла у иностранных лизингодателей. У «Аэрофлота» и остальных российских авиаперевозчиков контракты на десятки кораблей с российскими лизинговыми компаниями. «Авторы законопроекта о них, кажется, не поразмыслили – российские лизингодатели будут терять эту часть бизнеса», – сетует человек, ближний к государственной лизинговой компании. «Российские перевозчики до появления государственных лизинговых компаний хватали суда у иностранных, – вспоминает гендиректор «Инфомоста» Борис Рыболов, – а теперь просто вернутся к этой практике». Новоиспеченные правила выдавят лизинг иностранных самолетов за рубеж, маржа перетечет к иноземным лизингодателям, согласен ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов.

Домашние корабля

Новые требования затронут нефтедобывающие госкомпании и «Совкомфлот», заявил Рогозин, и это был своего рода ответ на мольбу главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина зачислить срочные меры к защите отечественных судостроителей. Вместе с Объединенной судостроительной корпорацией и Газпромбанком «Роснефть» строит Дальневосточный середина судостроения и судоремонта. Часть проекта – верфь «Звезда», способная спускать суда водоизмещением до 350 000 т: танкеры, газовозы и элементы буровых перронов.

«Усиление контроля над закупками морской техники компаниями с госучастием объясняется нуждой загрузить суперверфь, которая рассчитана на масштабный спрос в мишенях освоения шельфа, но в условиях замораживания большинства проектов из-за санкций уже сталкивается с рисками низенькой загрузки мощностей», – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Можно и на офшор

На 400 млн руб., о каких говорит зампред правительства Рогозин, можно купить немало моделей вертолетов, кроме самых дорогих – типа Bell429 или Augusta-139, помечает управляющий директор Jet24 Павел Захаров: «Все, кому нужны бывальщины вертолеты, их купили. В крайнем случае новые можно оформить на офшор. Так делается и сейчас».

Сечин в пятницу известил президенту Владимиру Путину, что «Роснефть» сделала на «Звезде» новоиспеченный заказ – четыре мелкосидящих ледокола и суда служебно-вспомогательного флота. Сейчас верфи заказано 14 судов, сообщил Сечин и тут же признал, что этого крайне немного: «Для выхода на позитивную экономику работы компании до 2035 г. «Звезде» надо получить портфель в 178 кораблей». Но отечественные компании покупают суда за рубежом, констатировал Сечин: в Китае размещено немало 50 российских заказов, а в Южной Корее – на $5 млрд. Для защиты российских кораблестроителей требуются срочные меры по внесению изменений в законодательство, уверен Сечин (цитаты по «Интерфаксу»).

Путин отозвался, что план загрузки «Звезды» до 2035 г. должен быть выполнен: «Не попросту рассчитываю, а буду внимательно следить!»

«Не только «Роснефть», но и «Газпром», и «Новатэк», и иные наши компании должны выполнять этот план и заблаговременно, вовремя делать эти заявки, а может быть, даже и вящие заявки, потому что потенциал перевыполнения этого плана у «Звезды», безусловно, имеется», – заключил Путин. Рогозин подтвердил это (цитата по «Интерфаксу»): «Предварительные согласования имеется со всеми – это «Новатэк», «Лукойл», «Совкомфлот», «Газпром», основные игроки».

«Основные игроки» не так определенны в комментариях. Представитель «Совкомфлота» известил, что при прочих равных условиях компания и так отдает приоритет российским кораблестроителям – это предусмотрено процедурами компании: «Общая стоимость судов, выстроенных компанией за последние годы на предприятиях российских судостроительных компаний, – возле $1 млрд». Минимум об одном заказе «Звезде» рассказал на Восточном экономическом форуме первоначальный заместитель гендиректора «Совкомфлота» Евгений Амбросов: это будет корабль на сжиженном природном газе для работы в Арктике.

Потребности «Новатэка» в новоиспеченных судах представители компании не комментируют. Газовозы, необходимые для «Ямал СПГ», «Новатэк» заказал в числе 15 шт. за $5,5 млрд корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Christophe de Margerie, первоначальный арктический газовоз типа Yamalmax, прибыл в Сабетту в марте.

Иной проект «Новатэка» – «Арктик СПГ» в стадии разработки, он может затмить «Ямал СПГ» по мощности, но технико-экономическое обоснование «Новатэк» подготовит не ранее вытекающего года, о судах пока речи не идет.

Самые крупные шельфовые месторождения «Лукойла» – им. Филановского и им. Корчагина – на Каспии. Как привезти суда с Дальнего Востока на Каспий, Рогозин не сказал. Представитель «Лукойла» на запрос «Ведомостей» о труду со «Звездой» не ответил.

«Газпром» от комментариев отказался.

Не до конца удобопонятна и ситуация с заказами «Роснефти» на «Звезде». Сечин сообщил о контракте на четыре мелкосидящих ледокола, а чуть запоздалее «Роснефть» – о подписании со «Звездой» и «Росморпортом» трехстороннего договоренности о сотрудничестве по размещению заказов: «Росморпорт» должен будет «разместить на «Звезде» заказ на стройка одного мелкосидящего ледокола», еще три – пока опцион. Когда заказ будет размещен, в извещенье не сказано.

Еще одно соглашение о намерениях «Роснефть» и «Звезда» подмахнули с «Роснефтефлотом» – о строительстве на верфи танкеров-челноков усиленного ледового класса. Но технической документации на них пока нет, состав оборудования не определен. Заниматься ими будет, вероятно, СП «Роснефти» и корейской Samsung Heavy Industries, о котором «Роснефть» известила 8 сентября: «Цель учреждаемого СП – технологическая поддержка строительства арктических челночных танкеров на ССК «Звезда».

Заказчики «Звезды» могут столкнуться с повышенными рисками превышения фактической стоимости над контрактной и затягиванием стройки, полагает Бурмистров: «Отладка производственных процессов и постановка столь сложных кораблей в серию – объективно непростая задача даже для лидеров российского кораблестроения».

«Стоимость морской техники возрастет из-за ограничения конкуренции», – подхватывает старший менеджер Deloitte Андрей Семенов. Решение правительства может отнять российских судостроителей стимулов повышать качество как судов, так и судоремонтных услуг, капитального ремонта, предупреждает Семенов.

Посетите магазины партнеров:
Letyshops Banggood INT

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *