Какие интерфейсы будущего заменят мультитач?

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Banggood INT

Понятие о том, каким должен быть идеальный пользовательский интерфейс, проще всего отследить по существующей кино фантастике. Итого пол столетия назад ученые думали, что машины не такого уж и далекого будущего будут распознавать и интерпретировать человечью речь. В качестве примера вспомним знаменитую кубриковскую «Космическую одиссею 2001 года» Немного шедевральные, но более приближенные к реальности фильмы делали акцент на том, что изображали, как компьютерщики энергично набирали на клавиатуре компьютера консольные команды.

В 90-е годы одной сделалась «обезумевшая» виртуальная реальность. Стоит пользователю в ней совершить самое простое действие, как начинался затяжной полет, непременно в трехмерном пространстве и непременно галлюциногенного вида.

Интерфейс будущего из фильма Аватар

Эталонный интерфейс с фильме «Особое мнение»

Почитается, что фильм «Особое мнение» стал источником последнего интерфейсного эталона. Как известно, он вышел на экраны в 2002 году и повествует о недалеком будущем. Почему, казалось бы, второстепенная сцена, где главный герой фильма начинает взаимодействовать с компьютером, произвела наиболее мощное по своему воздействию воздействие на зрителей. С тех пор любой интерфейс в чем-то отличающийся от других, подлежит сравнению с тем, что был в «Особом мнении».

Напомним, что людям, использовавшим компьютер в этом кинофильме, не требовались ни клавиатура, ни мышь, ни шлем виртуальной реальности. Все объекты и документы, которые были им необходимы для труды, были представлены на огромном сенсорном дисплее, а пользователи передвигали и управляли ими, слегка касаясь изображения на экране. У зрителя, наблюдавшего этот процесс, непроизвольно закладывалось впечатление, что герои фильма управляют не горсткой пикселей, а настоящими предметами.

Сегодня это описание выглядит вполне повседневным. И вовсе не потому, что кто-то создал нечто более интересное и совершенное. Сенсорные дисплеи и мультитач, являвшиеся «заключительным писком» моды в начале 2000-х годов, экзотикой уже не является. Интерфейс, продемонстрированный в «Особом сужденье», ныне является непременным атрибутом любого смартфона или планшета, а в последние годы и у многих ноутбуков.

Можно лишь радоваться и удивляться насколько быстро мы не только догнали, но и перегнали прогнозы футурологов. Однако ратифицировать, что развитие пользовательских интерфейсов закончилось, кончено же нельзя.

История создания мультитача

История мультитача продолжается. Но прежде чем шагать дальше, необходимо сделать все, чтобы завершить текущий период истории.

Мультитач в его современной конфигурации, — как считает признанный эксперт в этой области Джефф Хан, — это хорошо, но, все-таки, недостаточно

К суждению Хана нельзя не прислушаться, ведь он один из тех, кому и удалось придумать мультитач, каким он является сейчас.

Еще несколько лет назад на конференции TED Джеф Хан успешно продемонстрировал мультитач-интерфейс, разработанный им в Нью-йоркском университете. До появления таких шедевров, как iPhone или сенсорного стол Microsoft Surface оставалось еще вяще года, поэтому презентацию Хана можно смело назвать первой (из общеизвестных) реализацией этой идеи.

История создания мультитача Джефом Ханом

Компания Perceptive Pixel, основанная Ханом, вскоре была приобретена Microsoft. Ожидалось, что она вольется в исследовательский середина Microsoft Research, ориентированный на перспективные исследованиями, но этого не произошло. Получилось так, что Perceptive Pixel влилась в подразделение компании, занимавшееся разработкой приложенийя Office, и в этом была своя логика, так как мультитач уже не был «гостем из грядущего».

Тем не менее, утверждать, что его потенциал раскрыт до конца, было бы преждевременно. И сам Хан считает, что существуют еще весьма значительные направления развития, которым необходимо уделить особое внимание.

Мультитач интерфейсы

Далее поговорим о разновидностях мультитач интерфейсах.

Условно можно поделить на следующие виды:

  • большие и гигантские мультитач-дисплеи, с которыми может взаимодействовать сразу целая группа пользователей;
  • одновременное использование пера и мультитача.

С первым курсом, пожалуй, все ясно. Зато второе и них требует более детального объяснения. Человеческие пальцы, по суждению Хана, это слишком грубый инструмент, который нельзя использовать для решения слишком серьезных задач. Для того, чтобы манипулировать контентом персты – это то, что на самом деле нужно. Но в тех случаях, когда необходимо что-то писать или рисовать необходимо что-нибудь буквальнее, чем пальцы, например, перо.

Идея Хана отличается от идеи перьевых интерфейсов прошлого, «павших» в жесткой конкурентной войне с тачскринами. Суть ее в том, что перо в этом случае является именно пером и ничем более. Перстами можно перемещать окна, нажимать кнопки, поэтому и выдумывать тут что-то большого смысла не имеет. Хан так и мастерит, демонстрируя интерфейс на сенсорном столе. При этом, двигая и масштабируя документы при помощи левой длани, а пером, сжимаемым в правой руке, делая пометки и надписи. Со стороны весь процесс труды на дисплее выглядит очень органично и естественно.

Планшеты, которые одновременно чувствительны, как к прикосновению перстов, так и к перу, уже существуют. Так, их сегодня очень активно выпускает южнокорейская Samsung. Однако по мнению Хана это не совершенно то, что нужно. Во-первых, они слишком мелковаты для двуручного использования. Во-вторых, перо не дает возможности регистраций касаниями перстов. В-третьих, все современные интерфейсы слишком медленно реагируют на прикосновение пера, что создает проблемы при труду. Может быть, по чьим то понятиям задержка минимальна, но для большинства пользователей слишком и неприятна.

Все перечисленные проблемы, разумеется же, принципиально решаемы. Использование пера и мультитача одновременно представляется самой простой из всех вероятных идей, о которых далее пойдет речь. А вот с другими идеями все намного сложнее.

Управление наощупь

Если кто еще помнит, то среди основных сетований на только что появившиеся «айфоны» доминировали жалобы на отсутствие у «эппловского» телефона физических кнопок, являвшихся непременным атрибутом едва-едва ли не у всех существовавших на тот момент телефонов. В итоге, однако, оказалось, что плюсов у тачскринов, количество каких заметно перевешивает минусы, намного больше. Тем не менее, несмотря на то, что проблема ушла на второй план, она осталась.

Взаимодействие вероятно и при отсутствии тактильной обратной связи. Однако в этом случае оно будет слишком обеднено. Ведь прикоснуться к объектам на экране по -настоящему мы не сможем, желая управлять ими – да.

О порочности подобной ситуации лучше всего сказал один из самых талантливых специалистов по интерфейсам в вселенной Брет Виктор. В прошлом он работал в Apple и участвовал в разработках экспериментальных интерфейсов для таких конструкций, как iPad и iPod nano. Он назвал мультитач-интерфейсы, существующие сейчас, ничем иным, как «картинками под стеклом».

На его взор «утверждать, что будущее интерфейса — это только картинка под стеклом, нелепо. Он сравнивает такое утверждение с утверждением о том, что черно-белые снимки – это грядущей фотографии. Сегодня мы живем в переходную эпоху и, совершенно очевидно, скоро ей наступит конец. И чем скорее это случится, тем лучше.

Увы, но «картинки под стеклом» можно лишь двигать и ничего более. При сегодняшнем уровне развития технологии, фундаментальным моментом считается жест, когда перст скользит по плоской поверхности. Попробуйте найти нечто аналогичное в природе, когда манипуляция объектом сводилась только к этому примитивному жесту. Получается, надо избавляться от стекла, но это не такое несложное дело, как кажется. Брет Виктор не имеет готового рецепта, но он указывает на исследования, проводимые в районы гаптических технологий, признавая, что им еще очень далеко до совершенства.

Гаптические технологии ценны тем, что их использование дает возможность человеку почувствовать определенные тактильные ощущения. В качестве образца грубой гаптической технологии, получившей распространение сегодня, можно привести вибрацию смартфона, трудящегося под управлением Android. Это происходит в тех случаях, когда мы нажимаем на экран. Следующий шаг напрашивается сам собой — переход к таким дисплеям, прикосновение к каким дает пользователю возможность почувствовать рельефность объектов, изображённых на нём.

Интерфейс будущего из фильма Особое мнение

Компания Apple сумела запатентовать такую конструкцию дисплея, какой имеет пару дополнительных слоев. Один из слоев заполняется жидкостью, которая обладает магнитными свойствами. Иной же слой – это ничто иное, как матрица миниатюрных электромагнитов. Стоит активировать определенную группу магнитов, и они притягивают жидкость туда, где это необходимо. «Чуть-чуть» довольно, чтобы почувствовать, что, например, кнопка уже нажата.

Примерно такого же эффекта пытается добиться компания Senseg, при этом стремясь к тому, чтобы конфигурация поверхности дисплея не поддавалась механическим изменениям. В этой компании решили обойтись без магнитов и ферромагнитной жидкости и накрыли дисплей электродов — тикселей.

Тактильные пиксели Senseg

Так называют сокращённую форму более известного словосочетания — «тактильные пиксели». Меняя на тикселях электрический заряд, можно приметно упростить или усложнить скольжение пальца. Пользователю при этом кажется, что поверхность объективно плоская имеет и текстуру и конфигурацию. Насколько близка к реальным ощущениям возникающая у пользователя иллюзия – это уже вопрос другой вопрос.

Интерфейсы физические

Подмечено, что с точки зрения пользовательских интерфейсов каждое новое поколение компьютеров становится все прямее. Напомним, сначала все команды компьютеру мы задавали при помощи клавиатуры. Следующий шаг – графический интерфейс, позволяющий видать собственными глазами те объекты, с которыми мы собираемся оперировать. Для любителей живой клавиатуры предпринимались способы создания сенсорной клавиатуры с физиологической выпуклостью для ощущения их реальности. Для этого понадобилась стрелка, т.е. еще один объект, повторяющий все движения компьютерной мыши.

Чуть запоздалее в этой цепочке было успешно устранено одно лишнее звено. Теперь можно нажать перстом на нарисованную кнопку и получить необходимый эффект. Однако она по-прежнему останется нарисованной. Да, гаптические технологии придали дисплею реалистичности, но дальней этих полумер не пошли. А дальше что?

А дальше должна исчезнуть разница между «тут» и «там», т.е. тем, что происходит «перед экраном» и тем, что выходит «за экраном». От управления пикселями, которые сегодня и представляют собой пользовательский интерфейс, мы должны адресоваться к более привычному для нас взаимодействии с объектами, не требующими никаких метафор, т.е. с реальными объектами.

Правда сейчас они будут зависеть от наших действий и влиять на то, что происходит в компьютере. Это т.н материальные интерфейсы. Исследования, связанные с их созданием и использованием ведутся уже немало двадцати лет. И, надо сказать, отдача есть, т.к. элементы материальных интерфейсов мы можем найти повсюду. В качестве образца можно привести переключение ориентации экрана в планшетах и в смартфонах.

Если традиционный интерфейс должен имеет особую кнопку, которую, зная о ее существовании и назначении пользователь должен в обязательном порядке нажать, но физический интерфейс никаких кнопок не требует кнопок. Когда встроенный в него акселерометр осознает, что конструкция повернули, тут же автоматически меняется и ориентация дисплея. Сам поворот устройства служит командой компьютеру, меняющей состояние компьютера, в мочь чего устройство не нуждается в обучении.

Прототипы от Apple

В качестве образца более сложного материального интерфейса можно повергнуть пример прототипа под названием PaperTab. Его на CES продемонстрировала общественности компания Plastic Logic. В варианте интерфейса этой компаниие перед пользователем возлежат листы гибкой электронной бумаги, которые отображают различные документы. Компьютер работает не с отдельным листом, а со всей конструкцией в цельном.

Каждый лист – это окно на экране дисплея. Листы, находящиеся в центре стола — это документы, листы, размещённые на краю — это списки документов и приложений. Прикасаясь одним листом к другому, пользователь легко копирует документы. Когда требуется детальнее рассмотреть документ, пользователь кладет несколько листов рядышком и содержимое нужного документа автоматически заполняет всю их площадь. Вновь создаваемые варианты интерфейсов вряд ли заменят клавиатуру и мышь, какие используются с персональными компьютерами и многим кажутся анахронизмом. Они просто дополнят их в тех устройствах, многие из каких еще даже не существуют.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.