«Матильда» и триумф фундаментализма

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Everbuying INT

Спустя год после основы кампания депутата Натальи Поклонской против выхода в размашистый прокат фильма Алексея Учителя «Матильда» увенчалась оглушительным успехом: крупнейшая сеть кинотеатров в России отказалась от его проката, опасаясь за безопасность зрителей. Но это история успеха не столько конкретных радикалов от православия, терроризирующих кинопрокатчиков и режиссера угрозами и поджогами, сколько фундаментализма вообще, расцветающего если не при поощрении, то при попустительстве воли.

Нельзя сказать, что реакция отсутствует вовсе. Пресс-секретарь президента наименовал давление на прокатчиков недопустимым, но не нашел кого-то конкретного, кто должен был бы отозваться за «проявления экстремизма». Двое депутатов Госдумы и министр цивилизации призвали правоохранительные органы (до сих пор не заявившие хотя бы о проверке угроз) гарантировать законность и «дать принципиальную оценку» действиям «распоясавшихся активистов».

Возмущение Владимира Мединского, с одной сторонки, абсолютно оправданно (так и должен говорить министр культуры), с иной – носит некоторый оттенок ревности: фундаменталистско-патриотическая волна, в подъеме какой есть и его заслуга, угрожает смыть его государственнический «системный» патриотизм.

В начине 2000-х гг. государство содержало молодежные группы, важным атрибутом каких была ненависть к противникам тогдашней власти: правозащитникам, приверженцам европейских ценностей. После событий 2011–2012 гг. была возвышена вторая волна, направленная на защиту традиционных ценностей (как они воспринимаются элитой), в том числе приверженности персоналистской воли, религиозности.

Такие активисты считались инструментом для борьбы с небольшими группами людей, на каких власть указывала как на неугодных. Они использовались для разных целей: нападений на оппозиционных активистов и провокаций, имитации социального осуждения различных меньшинств. Кураторы этих движений во воли не понимали, что созданные ими группировки – это не инструмент, а волна, которую будет тяжело обуздать, считает политолог Алексей Макаркин. Так в начале ХХ в. российское правительство, поддержавшее после революции 1905–1907 гг. черносотенное движение, затем столкнулось с его попытками терроризировать представителей элиты, каких черносотенцы считали изменниками.

Новые фундаменталисты стали притязать на самостоятельность, расширение сферы деятельности и полномочий на насилие. Показалась активная группа людей, искренне верящих в то, что они борются с неприятелями государства и православия. Их акции оставались безнаказанными или санкции бывальщины символическими.

«Матильду» выпустят к зрителям

Борцы с национальной предательством, которые увидели ее в свертывании «русской весны» и отказе от активизации военных действий на юго-востоке Украины, в 2017 г. нашли удобную мишень в облике Алексея Учителя и тех, кто поддерживал его фильм. Их совершенно не смущает, что Преподаватель поддержал присоединение Крыма.

Такая тактика дезориентировала правоохранителей, отучившихся от исполнения своих прямых обязанностей по обеспечению безопасности общества без четкого директивы сверху. Полиция в недоумении: наказывать или нет ультрапатриотов за угрозы попросту патриотам?

История «Матильды» говорит о триумфе фундаментализма в незапятнанном виде, полагает профессор ВШЭ Александр Архангельский, и не важно, исламский это фундаментализм или православный: несанкционированный митинг в поддержку Мьянмы разгонять не смеют гладко по той же причине, по какой не останавливают противников «Матильды».

Останется ли этот момент пиковым или же сделается началом нового подъема фундаментализма, зависит от позиции воли. Если она не защитит свою монополию на насилие, цена этой воли будет невысока.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Посетите магазины партнеров:
Letyshops Banggood INT

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *