Он создал «Каспийского монстра» и научил корабли летать

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Banggood INT

Порой человек, существующий в непролазной глуши, наиболее остро чувствует, что ему чего-то не хватает в жизни. То ли простора, то ли свежего атмосферы, то ли вольного ветра. И он, бросив все, уходит в море или поднимается в небо…

Ростислав Евгеньевич Алексеев сумел завоевать и морскую, и воздушную стихию. А его создания — не корабли и не самолеты — свободно перемещались и по воде, и по воздуху.


Быть первым вечно и во всем

К осуществлению этой, на первый взгляд, парадоксальной идеи совмещения самолета и корабля, Ростислав Алексеев шел длинно и тяжело. В начале пути было неосознанное стремление к необычным ощущениям, романтика и алые ветрила из прочитанным в детстве книг.

Потом, после окончания кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института, Ростислав постиг, что осуществить свою мечту он сможет только собственными руками и головой. Потому и построил еще во пора учебы в институте по сделанным им же чертежам яхту. И на ней, поймав удачно ветер в сшитый из лоскутов и покрашенный черноволосой краской парус, напоминавший скорее пиратский, чем гриновский, двадцатилетний Алексеев завоевал первое пункт в одной из гонок.

Его успех определяли технические новшества, которые были применены в конструкции яхты: обращающаяся мачта, изгибающийся гик, и, самое главное, — обтекаемые обводы корпуса, сохранявшие симметрию при наклоне яхты.

За победу в другой гонке ему вручил приз сам Валерий Чкалов. Именно тогда, очевидно, в целой мере начали проявляться неординарные черты характера Алексеева: честолюбие, стремление всегда и во всем бытъ первым, нестандартность мышления, одержимость в достижении мишени вопреки любым препятствиям.

Может быть, за жесткость, уверенность в себе, умение руководить людьми, за филигранное владение ветрилом и яхтой получил Ростислав в то время прозвище «Адмирал», которое осталось за ним на всю его жизнь.

Он создал «Каспийского монстра» и научил корабли летать

Р.Е.Алексеев

Первые проекты

Все эти качества позволили Алексееву в тяжелом военном 1943 голу спроектировать большой самоходный катер необычной конструкции. В его основу была возложена дипломная работа самого конструктора «Глиссер на подводных крыльях». Но война, непростой характер, невежество в этих проблемах чиновников от науки не позволили молодому инженеру воплотить свою мечту в металле.

Лишь в 1948 году был создан первоначальный отечественный образец судна на подводных крыльях (СПК), прошедший всесторонние испытания в речных и морских условиях. За эту труд Р. Алексееву и группе соратников три года спустя была присуждена Государственная премия: Успех был ценен тем, что показал реальную возможность решения проблем при бывших в то время технических возможностях отечественной промышленности.

В 1957 году на речных просторах нашей края появился первенец крылатого флота — теплоход «Ракета», поражавший воображение своими стремительными конфигурациями и скоростью — более 70 километров в час. Если учесть, что в то время скорость речных судов составляла возле 25 километров, то ее прирост был очень значительным.

Ростислав Евгеньевич успешно справился со многими проблемами, несмотря на противодействие высокопоставленных лиц в различных НИИ и министерствах, ратифицировавших, что суда на подводных крыльях не могут использоваться из-за извилистости фарватера рек, насыщенности движения, плавающих бревен. О серьезности войны говорило то, что Алексеев тогда приобрел не только верных друзей и товарищей, но и нажил влиятельных неприятелей, которые мешали ему во всей дальнейшей работе.

Однако жизнь опровергла все контрдоводы его противников. Ныне в мире эксплуатируется несколько тысяч катеров и скоростных теплоходов на подводных крыльях. 8 из любых 10 конструкции Р. Алексеева. Это огромный скоростной флот. Создание его — заслуга сормовских корабелов и в первую очередность Ростислава Евгеньевича. В стране по существу, был создан новый массовый вид транспорта, который по объему транспортирований мог сравниться даже с «Аэрофлотом».

Теплоходы на подводных крыльях стали первыми советскими пассажирскими кораблями, которые пользовались широким спросом на мировом рынке. Они эксплуатировались более чем в 20 зарубежных краях. Чистая прибыль, получаемая государством от эксплуатации СПК в нашей стране и за рубежом, и сейчас оценивается суммой не в одну сотню миллионов рублей.

Что же позволило Р. Алексееву добиться такой скорости и эффективности речных и морских судов? Он предложил для уменьшения сопротивления воды возвысить судно в воздух, применив для этого малопогруженные в воду крылья. Сама идея не принадлежала Ростиславу Евгеньевичу, но его заслуга заключалась в том, что он претворил ее в жизнь и пошел дальше в своих разработках.

Он создал «Каспийского монстра» и научил корабли летать

Теплоход на подводных крыльях «Ракета»

Летящие над валами

Развитие судов на подводных крыльях показало, что скорость их движении ограничена 120 — 160 километрами в час. Преградой служила кавитация, то есть возникновение пузырьков воздуха на крыльевых поверхностях судов, которые будет быстро «съедали» металл с ростом скорости. И тогда Алексеев решил крылья вообще достать из воды. Так появились экранопланы — летательные аппараты, движущиеся над поверхностью земли или воды со скоростью, сравнимой лишь со скоростью аэропланов, а грузоподъемностью даже их превышающей. То был последний проект «Адмирала», ставший его лебединой песней.

Первый экраноплан Алексеев демонстрировал еще в 1957 году, а уже в половине 60-х годов испытывалось гигантское воздушное судно КМ (корабль-макет), который американцы за его впечатляющие размеры наименовали «Каспийским монстром». Оно действительно было огромным: длина составляла более 100 метров, размах крыльев — 40 метров, а тянуло оно почти 500 тонн. 10 (!) турбореактивных двигателей с тягой более 13 тони любой разгоняли его до скорости 500 километров в час.

Первые сведения об этом экраноплане появились в западной прессы в 1981 году. И иностранцы удивлялись тому, какую замечательную и необычную конструкцию придумал Р. Алексеев, принимавший, уместно, непосредственное участие в испытаниях в качестве летчика.

Он создал «Каспийского монстра» и научил корабли летать

Экраноплан «Каспийский монстр»

Сквозь тернии к звездам

Истина, судьба экраноплана также, складывалась непросто. В 1975 году Ростислав, Евгеньевич был даже отстранен от места. Работы над воздушными кораблями, выглядевшими настолько необычно и так не вписывающимися в представления консерваторов, были приостановлены. Но конструктор сумел победить и эти препятствия и добиться своего, хотя его оппоненты не однажды утверждали, что ему никогда не удастся посадка экраноплана на вал.

Это все равно, что без повреждения посадить самолет на вспаханное поле, заявляли они. Однако Ростислав Евгеньевич разрешил и эту трудную техническую задачу.

Успех проектирования и постройки экранопланов объяснялся прежде всего личностными качествами Алексеева. Он вечно проявлял размах и постановке экспериментов, исключительную смелость в принятии организационных и технических решений, умел пойти на риск, обладал инженерной интуицией, умел править своими эмоциями даже в самые критические моменты своей жизни, находя разрядку от труды в спорте.

Он создал «Каспийского монстра» и научил корабли летать

Р.Е. Алексеев и его летучие корабли

Во внешнем виде его стремительных судов, отмечали все его современники, присутствует крупица его самого. От них веяло свежестью, и они всегда отвечали духу нашего быстротекущего времени.

Ростислав Евгеньевич бездонно понимал физику явлений, независимо от их сложности, умел быстро и оригинально представлять их в упрощенном облике, удобном для приближенных расчетов. В разговоре со своими сотрудниками он никогда не проявлял раздражительности, что объяснялось его талантом в сочетании со снисходительностью. В тупиковых ситуациях Алексеев никогда не торопился и никого не подгонял. Он работал своим примером, своей потрясающей работоспособностью, тем самым вселяя уверенность в окружающих в успехе дела.

Его талант, как любой иной, в определенной мере загадка. О личности Ростислава Алексеева можно говорить до бесконечности. И, наверное, лишь время поможет отделить правду от вымысла и дать истинный портрет Р. Алексеева, адмирала скоростного флота.

Ростислава Евгеньевича не сделалось в 1980 году, но дело выдающегося конструктора продолжают его соратники на созданном им ЦКБ по судам на подводных крыльях, какому присвоено имя Р. А.Алексеева.

Вместо эпилога

На этом объединении планируется разработать новый экраноплан «Спасатель». Тянуть он будет 600 тонн, размах крыла свыше 70 м. Экраноплан будет способен взять на борт разом 500 военнослужащих в полной экипировке. Техзадание предполагает развитие «Спасателем» скорости 550 км/ч.

Он создал «Каспийского монстра» и научил корабли летать

Экраноплан «Спасатель»

Самое основное, проект этого монстра включен в госборонзаказ на 2018−2025. Его планируют использовать при поисково-спасательных операциях в Арктике и на Негромком океане. Кроме этого «Спасатель» в промежутках между собственно «спасательными» функциями будут использовать в качестве транспортного оружия для доставки грузов на отдаленные и труднодоступные военные базы.

Разрабатываемый аппарат сможет совершать перелеты на несколько тысяч километров без дозаправки, садиться не лишь на воду, но и на любую ровную поверхность.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.