Почему так трудно заставить сотрудников учиться онлайн

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Everbuying INT

Корпоративный сегмент образования онлайн составляет 3 млрд руб., говорится в совместном изысканье компании «Нетология групп», НИУ ВШЭ и ФОМа. В России затраты работодателей на провайдеров образовательных услуг увеличиваются в 2 раза скорее, чем за рубежом, оценивает Юрий Усков, основатель компании – разработчика перронов для дистанционного обучения iSpring. Он начинал бизнес за границей, а сейчас у него показались крупные заказчики в России, в том числе «Вымпелком», «Аэрофлот», X5 Retail Group, «Лента», российское подразделение Google. Спрос особенно вытянулся в конце 2016 – начале 2017 г., и теперь каждый десятый заказчик iSpring – из России. Тематика онлайн-курсов становится все размашистее: к примеру, кроме программ повышения квалификации работодатели все пуще предлагают сотрудникам курсы для расширения кругозора – скажем, «Альфа-капитал» для своих менеджеров коротал курсы по истории искусств и виноделию, замечает Усков.

Онлайн-обучение проникает в области, которые раньше его не использовали. «В ритейле при внедрении новой системы кассовых аппаратов или учета продукции проводились очные тренинги, сейчас же работодатели мастерят электронные курсы, охватывая максимальное число сотрудников», – делится экспериментом Наталья Червонцева из WebSoft. Однако рынок мал.

Учат сами

Многие компании предпочитают обходиться своими мочами. 20% работодателей учат сотрудников самостоятельно – сами разрабатывают онлайн-курсы и возглавляют учебным процессом. Еще 69% привлекают сторонних провайдеров услуг для доли работ, и только 10% компаний полностью отдают онлайн-образование сотрудников на откуп сторонним провайдерам, по этим исследования. «Большинство онлайн-курсов и вебинаров мы разрабатываем сами», – повествует вице-президент по персоналу IT-компании «Техносерв» Татьяна Золотарева. Записи вебинаров компания размещает на внутренних сайтах, чтобы все могли проглядеть запись в удобное время. Среди популярных у работников – курсы по тайм-менеджменту, презентациям и деловой переписке, сообщает Золотарева.

Больше всего денег на онлайн-образование тратят компании, у каких подразделения разбросаны по стране, – Газпромбанк, «Лукойл», «Росгосстрах», Сбербанк, по этим исследования. Переход на дистанционные формы обучения позволяет бизнесу экономить положительные суммы. Тем не менее развитию корпоративного онлайн-образования мешает ряд преград.

«Урожайная неделя»

Недостатки онлайн-образования известны – более низенькое в сравнении с очными курсами качество образования, плохой контроль за итогами обучения, перечисляет Дмитрий Волошин, основатель компании Otus.ru. А также невысокая мотивация учеников, многие из них не доходят до крышки курса. С этой проблемой умеют бороться не все работодатели.

За что платят

Наиболее крупными сегментами базара онлайн-образования являются дополнительное профессиональное (7 млрд руб. в 2016 г.) и высшее (6,8 млрд руб. в 2016 г.) образование, по этим исследования. 10% россиян, нацеленных на получение дополнительного образования, выбирают вебинары и Skype-практикумы. Посредственные расходы на такое обучение составляют 15 000 руб. в год. Студенты, осваивающие программу высшего образования онлайн, расходуют в среднем 42 600 руб. в год.

Например, «Почта банк» начал массово обучать работников на онлайн-курсах в 2016 г. Сейчас из 16 000 работников 14 000 (сотрудники по труду с клиентами) регулярно проходят обучение на внутреннем образовательном портале, разработанном мочами компании, говорит директор по персоналу «Почта банка» Юлия Бородай. Раз в полгода в банке устраивают оценку профессиональных навыков персонала – «урожайную неделю». Для допуска к оценке любой сотрудник должен успешно пройти все обязательные курсы и программы повышения квалификации, а также выполнить план торговель (процент выполнения плана тем выше, чем выше категория сотрудника), поясняет Бородай. В «Почта банке» все сотрудники, трудящиеся с клиентами, делятся на четыре категории. Первая – базовая. По итогам «урожайной недели» сотруднику могут повысить или понизить категорию. Повышение на одну ступень дает надбавку к окладу в 20%. Фактически в «Почта банке» созданы такие обстоятельства, что у сотрудников, которые не хотят учиться, не растет доход, сообщает Бородай.

Кнутом и пряником

Российские работодатели чаще итого используют добровольно-принудительный способ мотивации – они подталкивают сотрудников обучаться материальными и нематериальными стимулами, знает Волошин. За плохие итоги они лишают их премии, за успехи – продвигают по службе, отправляют в командировки, куда сотрудник желает поехать, предлагают участие в новых проектах – это особенно стимулирует молодых, помечает Дмитрий Гужеля, один из создателей платформы онлайн-обучения «Универсариум». В одном из крупнейших банков, по его словам, руководство обожает рисовать в презентациях красивые образовательные графики, а на самом деле служащих побуждают обучаться палочным методом: могут задержать повышение по службе, отсрочить уход в отпуск, не включить в проектную команду, лишить премии, если человек не желает учиться или, скажем, прошел онлайн-курс не до конца.

Цена учености

$200 в год составляют посредственные затраты нанимателей на обучение сотрудника в России, по оценке Сандомирского. Экономия при онлайн-обучении по сравнению с очными курсами может достигать 70% бюджета на образование, помечает он

Самый лучший способ вовлечь сотрудников в обучение – это показать ему, каким собственно образом пройденный курс повлияет на его KPI, заработки и карьеру, сообщает Евгений Сандомирский, генеральный директор Competentum.ru по России и краям СНГ. План обучения для каждого нужно создавать с учетом того, какие компетенции у сотрудника провальные, указывает он.

Лучше итого работает другой способ, стимулирующий людей учиться, – когда работодатели основывают среду, благоприятную для обучения, говорит Волошин. Он приводит в образец компанию Mail.ru, в которой он год назад руководил департаментом обучения (сейчас у него собственная компания онлайнового обучения). В Mail.ru внедрена цивилизация наставничества, десятки сотрудников ведут кружки и курсы, к образцу, по big data и карьерные перспективы у тех, кто учит и учится, гораздо рослее, уточняет он. Чтобы внедрить такой подход, нужна заинтересованность посредственного менеджмента, а силами службы персонала заставить сотрудников обучаться онлайн или офлайн невозможно, резюмирует Волошин.

Посетите магазины партнеров:
Letyshops Banggood INT

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *