Размер имеет значение: закат Airbus A380

0

Авиационный бизнес вечно был делом недешёвым. Стоимость воздушных перевозок сильнее, чем у каких-либо других видов транспорта, подвержена колебаниям затрат (так, на материалы и топливо), контролировать которые не представляется возможным.

В своё время предполагалось, что крупнейший авиалайнер в вселенной Airbus A380 станет гигантским вкладом в авиацию. Правда, через какой-то срок его созидатели пришли к выводу, что их расчёты не оправдались. Окончательным ударом стало сокращение заказа со стороны основного покупателя, авиакомпании Emirates.

«Мы не располагаем существенным портфелем заказов на A380, а следственно, у нас нет оснований для продолжения производства, несмотря на все наши усилия последних лет по увеличению продаж другим авиакомпаниям», – прозвучало в официальном заявлении генерального директора Airbus Тома Эндерса, какой намерен оставить свой пост в ближайшие месяцы.

Размер имеет значение: закат Airbus A380

Несмотря на то, что A380 считался «чудом техники» («выступающее инженерное и промышленное достижение», которым так гордился Эндерс), он оказался не в состоянии обеспечить достаточную финансовую отдачу, способную обелить такой проект. В значительной степени эта проблема могла быть заложена в самой миссии: затмить, буквально любой ценой, Boeing 747. Мечта о «супер-мега-реактивном самолёте» появилась ещё в 1988 году, когда инженеры Airbus приступили к разработке авиалайнера сверхвысокой емкости. Это повлекло за собой щедрое добавление четырёх реактивных двигателей и бесконечную головную боль для финансистов.

Надо произнести, последствия этого бесполезного, пусть иногда и вызывающего восхищение, проекта, не ограничились «головной болью». Компании-перевозчики, какие остановили свой выбор на этой «сказочной птице», столкнулись с недостаточными уровнями доходов. Чтобы удержаться на плаву, таким крупным организациям необходимо гарантировать продажу как минимум четырёх пятых всех билетов. В свою очередь, это приводит к необходимости снижать стоимости и проводить маркетинговые мероприятия, что является трудновыполнимой задачей в экономном мире авиаперелётов.

Стоит раздельно остановиться на размерах самолёта. В ходе рекламной кампании А380 был сделан акцент на размеры и пропорции лайнера – длина 73 метра, ширина 80 метров, возможность, в подневольности от типа, перевозить от 550 до 800 пассажиров на двух полных палубах. Пассажирское пространство было всерьез увеличено (примерно на 49 процентов), но при этом дополнительных мест стало всего лишь на 35 процентов вяще, чем в предыдущем крупнейшем самолёте. Правда, был повышен уровень комфорта: больше места для пассажиров и меньше гула. Если говорить о внутреннем устройстве, в нём появились новшества, которые заставили «облизнуться» многих представителей авиационной области: современные компьютеризированные системы; мощные реакторы Rolls-Royce. Действительно большая и мощная игрушка.

Первоначально A380 намечалось использовать на транспортных маршрутах в направлении крупных узлов (Дубай и Сингапур). Расчёт строился на том, что мегаполисы будут стремительно увеличиваться в размерах; движение между ними потребует аэропланов большего размера, чтобы справиться с ограничениями пропускной способности – таким образом, будут убавлены заторы.

Правда, с самого начала возникли задержки (примерно на восемнадцать месяцев), прежде чем этот огромный лайнер, наконец, свершил свой первый полёт 7 апреля 2005 года. Затем произошла смена стратегии сравнительно пунктов назначения и диверсификация маршрутов полётов. Первоначально планируемые направления просто не обеспечивали достаточную наполняемость. Кроме того, базар рос меньшими темпами, чем предполагалось. Другими словами, прогнозы не оправдались.

Уже в 2015 году стало удобопонятно, что A380 находится в более чем сложной ситуации. Новые заказы не поступали, в то время как количество зачисленных насчитывало 317 единиц. Однако Airbus требовалось довести этот объём до 420 аэропланов, чтобы просто покрыть затраты. Правда, первоначально точка безубыточности оценивалась в 270 колов, но задержки в исполнении проекта и колебания валютных курсов сыграли злую шутку.

Огромной проблемой сделалось появление топливосберегающих рейсов большей протяжённости. Boeing 787 и A350, собственная модель Airbus, привлекли положительное внимание авиакомпаний. Сдвиги в направлении подобных моделей говорят о большем интересе к поколению электрических аэропланов.

В качестве примера можно привести австралийскую Qantas Airways Ltd. Изначально она проявляла большой энтузиазм в касательстве базирующейся в Дубае Emirates – в 2013 году между авиакомпаниями было заключено расширенное договоренность. Теперь, благодаря появлению Boeing 787, Qantas начала активно интересоваться гонконгской Cathay. Это означает, что традиционные крупные транспортные узлы, такие как Дубай, можно обходить сторонкой.

Крупнейший покупатель A380 – авиакомпания Emirates – приложила все свои силы, чтобы сохранить объёмы заказов, что само по себе создало опасную ситуацию как для покупателя, так и для поставщика. С 2008 года Emirates сделалась краеугольным камнем для A380. Как показывают данные по состоянию на 31 января 2019 года, на часть Emirates приходилось ошеломляющее количество в 162 единицы (из них 109 уже сданных в эксплуатацию), в то время как на занимающую весьма отдалённое второе пункт Singapore Airlines – всего 24 самолёта. Цифры говорят сами себя: из 56 аэропланов, которые ещё предстояло произвести, 53 предназначались для Emirates. Надо отметить, вкусы самой Emirates будет специфичны. Это единственная крупная авиакомпания, которая до недавнего времени отдавала предпочтение большим широкофюзеляжным аэропланам.

Но теперь Emirates ищет другие решения, переключаясь на меньшие по размеру A350 или A330. Как сообщалось, национальный перевозчик Дубая рассматривал несогласие от 20 единиц Airbus SE 380, но в итоге было получено подтверждение сокращения на целых 39 колов, чего хватило Эндерсу для принятия решения.

Тем не менее, говорить об окончании истории A380 пока преждевременно. У лайнера имеется и свои преимущества – та же Emirates добилась необычных результатов, увеличив количество перевозимых пассажиров при сокращении числа рейсов. Конечно, они не спасут (точнее, уже не спасли) производство A380, но это огромное создание авиационной индустрии будет продолжать использоваться какое-то время до окончательного «выхода в отставку». Как поэтично заметил Эндерс, A380 будет «бороздить небосводы ещё долгие годы».



Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.