Российский турбизнес грозит россиянам финансовыми потрясениями

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Banggood INT

Нынешнее лето подкинуло многим россиянам несимпатичных сюрпризов. С начала года с туристического рынка ушли девять туроператоров, самым известным из каких был «Натали Турс». Эта компания оставила без отдыха более 30 тысяч человек. Испорченным отпуском для этих бедолаг дело не закончилось, клиенты «Натали Турс» остались и без денежек.

Ассоциация туроператоров России оценивает общую стоимость «сгоревших» пакетных туров в 1,2 биллиона рублей. Ответственность «Натали Турс» застрахована в «Ингосстрахе» на сумму 50 миллионов. Осенью завязались страховые выплаты пострадавшим, вот только они оказались мизерными. Компенсацию 1760 рублей при стоимости путевки 150 тысяч по-иному чем издевательской назвать сложно.


Эксперты видят причину провала «Натали Турс» и других кончивших деятельность туроператоров в коммерческих просчетах. Так, 17 октября глава Ростуризма Олег Сафонов заявил «Интерфаксу», что в цельном туроператорский сегмент работает стабильно:

Туроператорский бизнес — высокорисковый. Компании должны самостоятельно выстраивать маркетинговую политику, прогнозировать базарную конъюнктуру и принимать эффективные бизнес-решения, чтобы зарабатывать деньги. Мы видим, что ряд компаний в этом сезоне допустили положительные просчеты, неверно оценив тренды рынка. Они приняли на себя слишком много обязательств перед туристами и очутились не в состоянии их выполнять. В условиях рыночной экономики такое, к сожалению, случается.

© Ведомости/ТАСС

«»Натали Турс», они «врюхались» из-за своего неверного маркетинга», — высказала «Ридусу» свои соображения по данному вопросу руководитель сети региональных туристических офисов Ольга Сергеева.

«Этот туроператор изначально позиционировал себя на европейских курсах — Греция, Испания. Рынок меняется. Люди в какой-то момент стали от Европы отказываться: курс евро вытянулся, другие моменты, а „Натали Турс“ напролом продолжали идти. Они на этом и нарвались, это вопросы необыкновенно бизнеса, а не какого-то мошенничества», — пояснила она.

Масла в огонь в этой ситуации подлили и новинки о том, что президент «Натали Турс» Владимир Воробьев займется туристическим бизнесом в другой компании — New Travelers. Ярость обманутых туристов выплеснулся на странички в соцсетях: дескать, как так? «Швырнул» десятки тысяч людей, а сейчас в новую фирму с чистой совестью?

Владимир Воробьев

© Владимир Гердо/ТАСС

Впрочем, Воробьев поспешил унять разгневанных клиентов. На своей страничке в Facebook он опубликовал следующее обращение:

Посчитал необходимым дать пояснения по проблеме, связанному с возобновлением продаж компанией New Travelers, ранее входившей в группу компаний «НТ», появившимися в прессе размышлениями о якобы моем прямом управлении ею. Компания New Travelers, работающая в сфере выездного туризма, поменяла собственника (бенефициара) и генерального директора в сентябре 2018 года. Я буду консультировать новоиспеченного собственника еще некоторое время (2—3 месяца), преимущественно по вопросам бизнес-планирования, агентских продаж, пр. В дальнейшем не планирую занимать никаких исполнительных мест ни в компании New Travelers, ни в какой-либо другой российской компании в области выездного туризма.

Понятно, что пострадавшим от поступков туроператора от этих объяснений легче не становится. Можно ли как-то обезопасить себя от подобных историй? «Целиком защитить себя, увы, не получится, но минимизировать риски можно», — говорит Ольга Сергеева.

Что мастерить?

От потенциального банкротства турфирмы туристу уберечься не выйдет, а вот остальных проблем можно постараться избежать. Во-первых, по словам специалистов, обращаться стоит лишь в те фирмы, которые работают под франшизой крупного проверенного туроператора.

«Это не должен быть некий условный „Саншайн-тур“, лучшего итого идти в ту фирму, которая работает под серьезной вывеской. Например, если компания работает с франшизой „Пегаса“, вы можете быть уверены, что из головного офиса в эту компанию регулярно ездят проверяющие: смотрят, как у них офис работает, какая форма одежды у представителей, качество связи, чтобы трудились строго по расписанию. Хотя, понятно, это гарантией от „попадалова“ не является», — говорит Сергеева.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Когда вы наметили себе пару-тройку туркомпаний, не поленитесь поискать в социальных сетях и СМИ отзывы об их труду: возможно, узнаете много любопытных вещей, которые вас предостерегут от покупки тура у данного продавца.

В крышке декабря «Ридус» рассказывал о злоключениях Татьяны Сиваковой в Таиланде. Купив в «Натали Турс» путевку на Пхукет, по прилету она не смогла заселиться в отель.

«В отеле взяли вид, копию, попросили заполнить анкету, а потом отказались селить. Сказали, что мест нет», — объясняет Татьяна.

Представители принимающей сторонки заявили, что ничем не могут помочь. «Сказали, что они не занимаются бронированием и надо звонить в московский офис „Натали Турс“», — сообщает Татьяна.

Менеджер «Русаэро-тур», у которой купили путевку, также открестилась от проблемы и перенаправила туристов в «Натали Турс».

Прикрепленный к туристам гид «Натали Турс» и вовсе отказалась приходить в отель, заявив, что ничего не может сделать. «Названиваете в московский офис», — посоветовала она.

«Через 8 часов ожидания нам прислали ваучер на отель, какой находится у черта на куличках. Я говорю, давайте машину. А они, мол, вы сами не можете заказать? Потом все же прислали машину. Приехали в отель, а там нас раскатали прямо на ресепшене, мол, мест нет. Уезжайте… Я говорю, куда? На улице ночь, мы на улице, находимся малопонятно где вообще», — рассказывает Татьяна.

Единственное, что местный представитель «Натали Турс» смог предложить, — хостел где-то на окраине Пхукета, чтобы хоть не ночевать на улице. Причем им пришлось самим оплатить проживание.

«Ночь ночевали в каком-то бомжатнике и уплатили за него 2000 бат (примерно 3,6 тысячи рублей). Без завтрака и без всего, хотя у нас все заплачено было в том отеле, в какой мы покупали путевку», — рассказала Сивакова.

В итоге Татьяне с подругой пришлось заплатить за проживание самим, чуть вяще 90 тысяч за 10 дней в «трешке». Деньги за такси, отель и еду вернуть удалось, компенсации за потраченные нервы и мочи не последовало.

Таких историй в Сети — полна коробочка, и найти их можно практически про любого туроператора. Увы, частенько случается так, что бронируете вы одну гостиницу, а селят вас совсем в другую. Другое дело, что серьезные компании усердствуют сделать все так, чтобы у туристов негативных эмоций было по минимуму.

«Чаще всего такие истории случаются из-за жадности отельеров», — сообщает Ольга Сергеева.

«У них битком уже все, а они продолжают подтверждать бронирования. Надеются, что кто-то откажется, например. Им названиваешь, спрашиваешь: есть места на февраль? Да, есть, бронируйте. А потом время заезда приходит, никто не отказался, отель битком, и начинают все дергаться. Как овербукинг в авиакомпаниях», — объясняет она одну из вин таких историй.

«Увы, вопросы по компенсации можно решить только по прилету. Главное — как можно скорее связаться с менеджером тура, чтобы был зафиксирован момент, что вы обращались из-за таких-то проблем к представителю турфирмы. Связываешься с менеджером, устанавливаешь его в известность, что и как происходит, и менеджер обязан предпринимать действия, как минимум написать письменное обращение туроператору. Если пожелаете потом судиться или требовать компенсации, это все надо будет прикладывать», — продолжает Сергеева.

Поступки менеджера в таких случаях — отличная реклама или антиреклама конкретной турфирмы. «Хорошее турагентство трудится как: менеджер, который тебе продал путевку, он тебя ведет от начала до конца. От подбора тура и вылета до возвращения. Потому хорошие менеджеры и ценятся на вес золота», — поясняет Сергеева.

© pixabay.com

Бывает и так, что путевку вы приобрели у проверенного продавца, с которым вы путешествовали до этого несколько раз, но вылететь на отдых не смогли. Причины могут быть самыми различными, от мошенничества до технических проблем.

«Вот, например, случай из реальной жизни. Возвращается с отдыха турист, идет в районный суд и там заявляет: я вылетел с запозданием, предоставили услуги не того качества, моральный ущерб — такой-то, материальный — такой-то, прошу взыскать с туроператора и турфирмы столько-то денежек, а на время рассмотрения дела в качестве обеспечительной меры прошу заморозить им расчетный счет. А труд в турфирме же перманентно идет, платежи приходят-уходят, и выходит так, что турфирма не может оплачивать другие заявки. Если нет в резерве второго расчетного счета или запаса денег дома, и турфирма встрянет, и клиенты пострадают», — приводит образец Сергеева.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

С ее слов, в таком вопросе может помочь страховка от невылета. «В типовом типовом договоре такой момент не предусмотрен, там, например, прописана болезнь, которую придется подтверждать справками от доктора, но можно взять расширенный пакет, в котором уже прописано куда больше форс-мажоров», — поясняет она.

На что еще необходимо обратить внимание, когда вы покупаете путевку? «Сотрудники турфирмы ничего от вас не должны скрывать. Так, когда вы садитесь к менеджеру и начинаете обсуждать тур, если сотрудник начинает закрывать от вас экран монитора — это звоночек. Ему нечего от вас таить: в приличных турфирмах вы видите все, что происходит на экране. Он сидит, щелкает мышью, вот цена, вот фотографии, вот процесс бронирования, и вы все это должны видать», — говорит Ольга Сергеева.

Кроме того, Ольга советует не уходить из турфирмы, пока вы не получите от менеджера номер панцири, с помощью которого вы самостоятельно можете проверить всю информацию на сайте туроператора. «Не стесняйтесь сказать: покажите мне подтверждение панцири — номер, оплата, ФИО», — добавляет она.

В социальных сетях в обсуждениях историй пострадавших туристов нередко звучат слова, что в XXI веке глупо пользоваться услугами турфирм, когда есть букинг и иные сервисы для самостоятельных путешествий. Стоит отметить, что «налетевших» на разные неприятности людей и в этом случае немало, но об этом выговор пойдет в следующем материале.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.