РЖД готова к либерализации рынка локомотивной тяги

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Everbuying INT

Бывший президент РЖД Владимир Якунин был категорически против предоставления операторам маневренного состава еще и права эксплуатировать локомотивы на путях общего пользования. Сейчас их предоставляет лишь РЖД. Якунин уверял, что либерализация локомотивной тяги приведет к тому, что частные перевозчики заберут себе высокодоходные грузы и выгодные курсы, а РЖД останется все остальное. Частный бизнес просил дать ему доступ к управлению локомотивами. Игра стоит свеч. По оценке Института изыскания проблем железнодорожного транспорта, в 2015 г. доходы РЖД от локомотивной тяги составили 207 млрд руб., в первом полугодии 2016 г. – 107 млрд руб.

Новоиспеченный менеджмент госкомпании во главе с ее президентом Олегом Белозеровым готов пойти на уступки частному бизнесу. В устремлённых в Минэкономразвития поправках к целевой модели рынка грузовых транспортирований («Ведомости» ознакомились с документом) РЖД предлагает выделить перевозочный (локомотивы) и инфраструктурный (линии следования и вокзалы) бизнесы в отдельные единицы. А через пять лет рассмотреть возможность вывести первоначальный в дочернюю структуру и присоединить к ней оператора железнодорожных вагонов, т. е. Федеральную грузовую компанию.

При этом РЖД допускает даже торговлю миноритарного пакета в получившейся компании. Но считает, что для этого надо выполнить ряд условий. В частности, разработать систему ценообразования раздельно для инфраструктурной и перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте. Необходимо также определиться с моделью перевозочной деятельности – монополия или базар.

Предложение РЖД – альтернатива прошлогодней идее Минэкономразвития. Министерство предлагало создать отдельные анклавы на сети, в каких все перевозки отдать частным компаниям. Чиновники тогда объясняли, что желают посмотреть, как частники могут организовать такую деятельность.

РЖД же предлагает вернуться к экспериментам лишь после 2021 г. А пока она намерена арендовать у операторов имеющиеся у них локомотивы. Так, у Globaltrans кушать 75 тепловозов, у «Нефтетранссервиса» – 54 тепловоза, у «Трансойла» – 36 тепловозов и 3 электровоза.

Торопиться с либерализацией локомотивной тяги не необходимо, соглашается с РЖД гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Для этого ничего не готово – ни законодательство, ни инфраструктура, нет и полноценной модели реализации проекта. Отлагательство либерализации закроет окно возможностей для крупных промышленных холдингов, в том числе и с собственными корпоративными операторами, по переводу внутрикорпоративной логистики на собственную локомотивную тягу. Но в случае безграмотного широкомасштабного эксперимента пострадавших будет намного больше, полагает Иванкин.

РЖД фактически предлагает отказаться от либерализации локомотивной тяги, находит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ведь в своих предложениях компания допускает возможность реализации даже «пилотных проектов» по созданию локальных перевозчиков не ранее чем сквозь пять лет и только при условии «недостаточного повышения эффективности железнодорожной области». Между тем привлечение частного капитала могло бы решить проблема износа локомотивного парка. А с учетом дополнительных ограничений и условий, какие накладывает РЖД на возможность либерализации рынка тяги, можно ратифицировать, что рынок магистральных локомотивов для операторов окажется закрыт не на 5–7 лет, а навеки. Не исключен вариант, при котором РЖД будет оказывать давление на частных операторов, с тем чтобы они передали все свои локомотивы в аренду РЖД, опасается Бурмистров.

Представители РЖД и Федеральной антимонопольной службы отказались от комментариев. Представитель Минэкономразвития отозвался, что замечания РЖД получены и прорабатываются.

Минэкономразвития не против обособления внутри РЖД различных видов деятельности, говорит близкий к министерству человек. Но чиновники не поддержат не то что приватизацию объединенной локомотивно-вагонной компании, но даже создание подобный структуры, уверяет он. К тому же Минэкономразвития продолжает настаивать на нужды проведения локального эксперимента с частными локомотивами.

Сотрудник одной из крупных компаний-операторов видает в объединении локомотивного и вагонного парков РЖД, наоборот, риск усиления позиций госкомпании. Ведь создание подобный «дочки» приведет к оттоку грузовой базы от частников при целой разбалансировке операторского рынка, указывает собеседник «Ведомостей».

Представители Globaltrans и «Трансойла» сообщают, что идея РЖД об аренде частных локомотивов достойна обсуждения и при определенных условиях может воображать интерес для операторов.

Представители крупных грузоотправителей – НЛМК, ММК, Evraz, «Северстали», «Фосагро», «Мечела», UC Rusal – в воскресенье не отозвались на запрос «Ведомостей».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Посетите магазины партнеров:
Letyshops Banggood INT

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *