Сахалин получит и новый мост, и новый порт

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Everbuying INT

Обсуждение строительства железнодорожной линии, соединяющей Японию, Россию и края Евросоюза, впервые началось в 2000 г. Но только в 2013 г. разработчик – Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ) – по заказу Минтранса подготовил технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Истина, из-за того что транспортная стратегия до 2030 г. откладывает реализацию проекта за 2020 г., а прогнозируемые транспортирования оказались небольшими, строительство так и не началось. В 2016 г. президент РЖД Олег Белозеров предложил проект возобновить – и в мае 2017 г. завязалась повторная оценка.

На Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин признал «планетарный масштаб» сахалинского моста, а его полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев приметил, что «решение практически принято». Корректировка существующего ТЭО завершится в декабре 2017 г., добавляет человек, ближний к РЖД. Между тем широко обсуждаемый вариант маршрута – материк – Сахалин – Хоккайдо (Япония, см. карту) – не один-единственный. Актуализированное ТЭО учтет и другой – строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского и новоиспеченного глубоководного морского порта на Сахалине, рассказывает представитель ИЭРТа. «Это повысит показатели эффективности проекта – в частности, доля грузов (к примеру, уголь из Находки) может переориентироваться на порт на Сахалине или пришагать из Китая», – говорит разработчик. Новый порт должен поддержать увеличить отгрузку сырья с Сахалина и, если его мощность будет возле 15 млн т, строительство целесообразно даже без моста между Сахалином и материковой долей России или Сахалином и Японией, считает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Сейчас грузы с континента на Сахалин и обратно едут по железнодорожно-паромной линии Ванино – Холмск. Если мост не будет выстроен, то к 2030 г. суммарный грузопоток через переправу составит возле 1,5 млн т в год (для сравнения: в советское время грузооборот достигал 8–9 млн т). А если сквозь проливы Невельского и Лаперуза будут протянуты мосты, суммарный грузопоток в 2030 г. может достигнуть 33 млн т, из каких 25,1 млн т придется на экспорт России в Японию.

Протяженность железной пути Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского – 585,3 км, а стоимость – 386,6 млрд руб. (в стоимостях 2013 г. с НДС). Чтобы соединить Сахалин с материком, рассматривалось и стройка тоннеля: в этом случае протяженность линии составит 581,7 км, а стоимость – 387,05 млрд руб. Но мост разработчики находят оптимальным вариантом: содержание тоннелей дороже почти на 20%, что устанавливает под сомнение сроки окупаемости проекта, говорит представитель ИЭРТа. Министр транспорта Максим Соколов оценивал стройка моста с подъездными путями в 500 млрд руб. (по ТАСС). В стоимостях 2017 г. это действительно не менее 500 млрд руб. – при стройке моста и не менее 600 млрд руб. – тоннеля, добавил Бурмистров.

ТЭО железнодорожной черты сейчас предусматривает и два варианта сообщения с Японией: первый – стройка железнодорожного тоннеля (65 км) или моста (45–48 км) стоимостью возле 24–30 млрд руб., второй – организация железнодорожной паромной перевозы между Сахалином и Хоккайдо.

С Сахалина можно увеличить вывоз угля (до 10 млн т в год), если будет запущен порт в Поронайском зоне, считает Бурмистров. Например, только Восточная горнорудная компания может в среднесрочной перспективе повысить добычу с 3,8 млн до 8–10 млн т в год. «Потенциал экспорта через новоиспеченный порт связан с лесной отраслью, которая деградировала из-за отсутствия внутреннего спроса и логистических ограничений, а также с третьей очередностью проекта «Сахалин-2» мощностью 5 млн т в год, – заметил эксперт. – Стройка глубоководного порта на Сахалине может быть целесообразно, даже если не будут выстроены мосты. Инвестиции в порт до 2025 г. можно оценить образцово в 20 млрд руб.».

Минтранс прорабатывает различные технические и экономические составляющие проекта, произнёс лишь представитель ведомства. Представитель

Посетите магазины партнеров:
Letyshops Banggood INT