Возрождение российской киноиндустрии

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Banggood INT

Российский кинобизнес растет в три раза скорее реального сектора экономики, но это непростой процесс – отрасль до сих пор переживает стадию юности.

Возрождение российской киноиндустрии

Революционное кино

Размещённый в центре Москвы кинотеатр «Октябрь» представляет собой визитную карточку киноиндустрии. «Октябрь» был основан ещё в советское пора, и в 2018 году ему исполнилось 50 лет. На сегодняшний день это крупнейший кинотеатр в стране и флагманский – в «Каро кинофильм», третьей по величине сети в России, которая, в основном, ориентирована на крупные районы Москвы и Санкт-Петербурга.

Как отметила глава «Каро» Ольга Зинякова, одной из изюминок «Октября» являются авторские фильмы, которые вяще нигде нельзя увидеть. Кроме того, кинотеатр показывает советскую классику, которая неплохо воспринимается аудиторией. Ещё одним важным направлением, на которое приходится 50 процентов кассовых сборов, выступают фестивали. Проводятся фестивали британского, японского, ирландского кино и многие иные – зрители готовы отдать немалые деньги за просмотр этих картин.

В России снято немало грандиозных кинофильмов – их создателями были такие мэтры, как Сергей Бондарчук и Сергей Эйзенштейн. Однако, как полагает Зинякова, во вкусах россиян и прочий Европы нет особой разницы. Отрасль развивается по тем же канонам, что и на Западе.

«Взять хотя бы артхаус, – повергла пример Зинякова. – Это направление набирает популярность в Западной Европе, и составляет 5-7 процентов от всеобщих сборов. Два года назад его доля составляла у нас всего 1 процент, а сейчас 3 процента, то есть рост порядочный».

Средний класс как движущая сила

Развитие российского кинобизнеса тесно связано с появлением посредственного класса в России в годы бума, пришедшегося на первое десятилетие нового века. Кроме того, немаловажную роль сыграло появление крупной организованной розничной торговли в регионах, когда торговые середины и гипермаркеты росли как грибы после дождя.

«Средний класс – это как раз та аудитория, с которой мы работаем, – пояснила Зинякова. – Наша сеть, в основном, московская: 17 из 28 кино находятся в столице, и ещё восемь – в Санкт-Петербурге. Тем не менее, большая проблема заключается в том, как охватить семьи и студентов, каким приходится следить за своими расходами. Кроме того, молодых людей становится все меньше из-за демографических проблем, посредственный возраст аудитории увеличивается. Ещё десять лет назад мы раздумывали о том, как заинтересовать пожилых людей походами в кино? Как привлечь тех, кому 30 с излишним? Теперь, когда у нас готовится какая-либо презентация, все говорят о том, как обратить внимание молодых людей».

В подготавливаемом графике показов «Каро» на 2019 год присутствует целый список блокбастеров иностранного производства – «Король лев», «Холодное сердце-2», «Как приручить дракона-2». Все эти кинофильмы предназначены для семейного просмотра, поскольку люди часто предпочитают ходить в кино в компании своих ближних.

Как отметила Зинякова, сегодня кинотеатрам приходится всё сильнее конкурировать с такими онлайн-сервисами, как Netflix. Чтобы преуспеть в этом, необходимо гарантировать все условия для полноценного отдыха.

Проблема пиратства

Кинопиратство процветает в России и, как отметила Зинякова, по-прежнему воображает серьёзнейшую проблему для крупного бизнеса. По её оценке, пиратство обходится кинотеатрам примерно в четверть их доходов.

Однако и на этом курсе есть несколько хороших новостей. Так, в конце 2018 года крупнейшая поисковая платформа «Яндекс» первой в России подмахнула меморандум о блокировании ссылок на сайты, транслирующие пиратский контент, что стало действительно важной мерой, отметила Зинякова.

Кроме того, по её словам, есть весьма полезный закон о «зеркалах» – копии пиратских сайтов автоматически блокируются, причём для принятия соответственного решения не требуется каких-либо специальных запросов или решений суда. В результате незаконный контент вяще не может распространяться.

Теперь, когда правительство финансирует развитие отечественного кинопроизводства, у него показалось ещё больше оснований для поддержки прав интеллектуальной собственности.

Впрочем, по мнению Зиняковой, пиратство – это, разумеется, проблема, но создание хороших фильмов гораздо важнее.

Американские горки кассовых сборов

По словам Зиняковой, область возродилась в 1997 году, когда на Пушкинской площади открылся легендарный «Кодак-Киномир». Это был первый в России кино в западном стиле, где демонстрировались международные блокбастеры и подавались большие порции попкорна и кока-колы.

«В те годы киноиндустрия вырастала быстрее любого другого сектора российской экономики, увеличиваясь на 300 процентов каждый год», – рассказала Зинякова.

В заключительные годы кассовые сборы также росли. В целом дела шли достаточно неплохо, хотя перипетии отечественной экономики отпечатлелись на прибыли компаний. Отрасль пострадала в результате падения цен на нефть и резкой девальвации рубля.

По словам Зиняковой, в 2015-2016 годах расценки бывальщины снижены, в результате чего в 2017 году Россия вышла на первое место в Европе по реализованным билетам: «Я считаю, что если бы не падение курса рубля, мы были бы в тройке европейских лидеров и по кассовым сборам. В сегодняшнее время мы на седьмом месте, но рынок всё же огромен».

Прошедший год также оказался непростым: «2018 год очутился из ряда вон выходящим. Это был первый год, когда в отрасли наблюдалось снижение кассовых сборов примерно на 15-20 процентов. Истина, «Каро» удалось удержаться на уровне прошлого года».

Как пояснила Зинякова, сложившаяся ситуация объясняется несколькими факторами, какие оказали на отрасль огромное влияние.

Во-первых, российская аудитория не особенно заинтересовалась предложенным контентом – особенно зарубежными блокбастерами. Этим частично можно разъяснить столь стремительный рост удельного веса российских фильмов в общих кассовых сборах.

Вторым фактором очутился пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» с большим количеством жертв, что оттолкнуло население от походов в кино. Месяц-другой люд попросту боялись. Кроме того, по всей России было проведено множество инспекций пожарного надзора, испытывали, в том числе, работу сигнализации. В этом году каждый из кинотеатров «Каро» прошел более десяти проверок со сторонки различных структур. Многие кинотеатры были закрыты, поскольку не сумели выдержать проверки.

Наконец, в России прошел Чемпионат вселенной по футболу, и вся страна больше чем на месяц превратилась в гигантскую вечеринку, эпицентром которой была Москва. Матчи с участием российской сборной, показавшей будет неплохую командную игру, всегда проходили в субботу, которая традиционно является самым доходным днём для кино. Таким образом, падение продаж во втором и третьем кварталах свело на нет все доходы, полученные в первом и четвертом кварталах.

Но если выключить разовые факторы, отрасль развивается довольно стабильно.

Рост производства отечественных картин

Российский контент стремительно вырастает, причём многочисленное население России обеспечивает достойную аудиторию для русскоязычных фильмов. Например, компания Netflix недавно огласила, что заплатит рекордную сумму размером в миллион долларов за право показа научно-фантастического сериала «Лучше, чем люд», который повествует о ближайшем будущем, где андроиды станут частью общества.

Как отметила Зинякова, в сегодняшнее время примерно 20 процентов российского проката представляют отечественные фильмы, причём их качество улучшается: «Могу с уверенностью произнести, что россиянам нравятся местные фильмы. Вопросы качества всегда актуальны».

По мнению Зиняковой, проблема в том, что число выпускаемых картин всё еще недостаточно: «Мы производим около 110 фильмов в год, в то время как, скажем, Франция изготавливает в четыре-пять раз больше».

Раздробленность отрасли

Несмотря на достигнутые успехи, отрасль пребывает в состоянии положительной раздробленности. Пять ведущих сетей контролируют всего 30 процентов рынка, поэтому на 70 процентов базар состоит из отдельных кинотеатров или небольших сетей с несколькими кинотеатрами, разбросанными по регионам.

Розничная торговля развивалась таким же манером, но как только появлялись несколько лидеров, они начинали консолидировать отрасль до обозначения нескольких доминирующих групп. Этот процесс уже завершился в сетях супермаркетов, но применительно к кино он только сейчас начинает развиваться.

«Консолидация уже идёт, – отметила Зинякова. – В 2017 году две крупнейшие сети, «Синема Парк» и «Формула Кино», бывальщины объединены в одну. Эта сеть стала крупнейшей по количеству экранов и кинотеатров. На втором месте есть «Киномакс», а за ним следует «Каро».

Как рассказала Зинякова, акционеры «Каро», в том числе крупнейший в России инвестиционный фонд UFG Private Equity, рассматривают возможность расширения за счет приобретения иных компаний. Но если кинотеатры пойдут по тому же пути, что и супермаркеты, для завершения процесса потребуется немало лет.

«Консолидация нужна рынку. Это произойдёт, но не скоро, – подытожила Зинякова. – Есть сети, какие планируют расширяться, но есть и те, что обанкротились. Мелкие сети сегодня переживают очень трудные поры. Речь идет не только об арендной плате, но и об обслуживании оборудования, расходы на которое исчисляются в долларах».

Loading...Loading…


Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.