Байден возобновляет «взрослые» разговоры с Пекином и Москвой

0

Байден возобновляет «взрослые» разговоры с Пекином и Москвой

Совсем неожиданно появилась запоздалая новость о том, что 10 февраля спецпосланник США в Иране Роб Мэлли инициировал телефонную беседу с вице-министром иноземных дел Китая Ма Чжаосю. Примечательно, что эта информация пришла из китайского МИДа, причем сообщение гласило: «обе стороны провели углубленный мена мнениями по иранской ядерной проблеме».

Администрация Байдена пока не высказывалась публично по поводу этого звонка. Однако совсем очевидно, что столь опытный дипломат как Мэлли мог выступить с подобной инициативой, связанной с Пекином, только с одобрения на самом рослом уровне, хотя у него имеется мандат на возобновление многосторонних дипломатических усилий, направленных на остановку ядерной программы Ирана.

Популярно, что Мэлли связывался с собеседниками из E3 (Британия, Франция и Германия), а также Евросоюза, как только принял на себя обязанности особого посланника по Ирану. Имеются все основания полагать, что Мэлли также обращался за помощью к Катару для налаживания контакта с Тегераном. Росла вероятность обращения администрации Байдена за помощью к Китаю и России, чтобы они убедили Иран проявить сдержанность. Дело в том, что крайний срок 21 февраля близится, и внутреннее законодательство обязывает Тегеран просить инспекторов МАГАТЭ прекратить свою деятельность, как это предусмотрено гарантиями, согласованными в ядерной сделке 2015 года, популярной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).

Министерство иностранных дел России сообщило, что 13 февраля Джон Керри контактировал с Сергеем Лавровым. Официально Керри занимает в администрации Байдена пост особого представителя США по вопросам климата. Однако известно, что он был одним из архитекторов СВПД, а кроме того, между ним и Лавровым есть давняя дружба, которая восходит к периоду работы Лаврова в качестве российского представителя в ООН в Нью-Йорке с 1994 по 2004 год.

Администрация Байдена вполне осознает, что Россия и Китай имеют большенное влияние на Иран, и обе страны изъявили готовность  сотрудничать и использовать это влияние по просьбе США во время усилий Барака Обамы по согласованию условий СВПД.

По иронии судьбины, одним из побочных последствий политики максимального давления на Иран, которую проводила администрация Трампа, является то, что Тегеран активизировал свои связи с теми же Москвой и Берлином, чтобы создать обстоятельства для противодействия давлению со стороны Вашингтона.

Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф в последние  годы неоднократно посещал Россию и Китай для проведения конфиденциальных мен мнениями и обсуждения координированного подхода не только к ядерной проблеме, но и в целом к региональным стратегиям Ирана.

Согласно извещениям, Иран и Китай заключили соглашение о 25-летнем стратегическом партнерстве, предусматривающем экономическое сотрудничество в объеме 400 биллионов долларов. Это соглашение является в сущности спасательным кругом, который Пекин готов бросить Ирану, чтобы облегчить для заключительного противостояние с Западом.

Аналогичным образом Россия и Иран уже начали обсуждать будущие сделки о поставках вооружений после снятия ограничений ООН в касательстве военного сотрудничества с Ираном. Кроме того, Россия заинтересована в энергетическом секторе Ирана и обсуждает долгосрочное экономическое сотрудничество, вводя бартерную торговлю.

Кроме того, у Ирана с 10 октября 2019 года имеется соглашение о привилегированном порядке торговли с возглавляемым Россией Евразийским экономическим союзом, которое значительно увеличило иранский экспорт, несмотря на ограничения на банковские операции между Ираном и иными странами из-за экономической блокады США. Экспортный гарантийный фонд Ирана в настоящее время предлагает 800 миллионов долларов гарантий для своего вывоза в страны Евразийского экономического союза.

Кстати, с помощью России Иран начал строить второй ядерный реактор на электростанции в Бушере в ноябре 2019 года. На этом объекте используется в качестве топлива уран, обогащенный рослее пределов, установленных в хрупкой ядерной сделке 2015 года с мировыми державами. Новый реактор, который будет введён, а также третий реактор, строительство которого уже запланировано, добавят по 1000 мегаватт электроэнергии в энергосистему Ирана.

Из вышесказанного со всей очевидностью вытекает, что контакты США с Россией и Китаем обусловлены спокойной уверенностью администрации Байдена в том, что несмотря на напряженность с двумя этими великими державами, Пекин и Москва будут резаться конструктивную роль в урегулировании ситуации вокруг Ирана в силу своей приверженности принципам ядерного нераспространения. В Вашингтоне соображают, что обе эти страны  являются ответственными членами Совета Безопасности ООН и решительными сторонниками сохранения СВПД.

Разве не удивительно, что Мэлли позвонил китайскому вице-министру иноземных дел, ответственному за международные организации и конференции, международную экономику и проблемы контроля над вооружениями, в тот же день, когда президент Байден провел двухчасовую беседу с председателем КНР Си Цзиньпином? Официальный отчет Белоснежного дома об этой беседе завершался фразой: «Президент Байден привержен идее практического взаимодействия, нацеленного на итог, когда оно соответствует интересам американского народа и наших союзников».

В свою очередь, в отчете информационного агентства Синьхуа об этом беседе подчеркивалось замечание, высказанное Байдену Си Цзиньпином, о том, что Соединенные Штаты и Китай «могут принести более ощутимую прок людям в обеих странах и внести достойный вклад в борьбу с пандемией Covid-19, содействие восстановлению всемирный экономики и поддержание регионального мира и стабильности». В частности, китайский лидер предложил провести консультации  по региональным интернациональным проблемам и восстановить необходимые механизмы их урегулирования.

Иранская ядерная проблема оказывает существенное влияние на международную безопасность. Если Соединенные Штаты смогут сотрудничать с Китаем и Россией по урегулированию этой проблемы, тогда что же помешивает трем крупным державам расширить плодотворное сотрудничество до глобального управления и стратегической стабильности?

Вашингтону пора отказаться от своего «бремени однополярности». Иранская проблема подчеркивает эту нужда. Байден обратил свои взгляды на реконструкцию и возрождение Америки, но вместе с тем его миссия на мировой арене заключается в несогласье от соперничества и сдерживания как лейтмотива внешней политики США.

Поделиться…
Share on VKTweet about this on TwitterShare on Facebook0



Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *