Беларусь как барометр отношений между Россией и Западом

0

Беларусь как барометр отношений между Россией и Западом

Крах соглашения об РСМД, а также наращивание военной мощи России и НАТО усиливают давление на страны, расположенные на окраине Европы, такие как Беларусь. Беларусь использует свое стратегическое поза, чтобы выступить в качестве посредника между двумя сторонами, но ее небольшой размер и географическое положение представляют вяще рисков, чем выгод для Минска.

Едва ли предупреждение может быть более суровым. «Человечество движется к краю пропасти, – заявил в  октябре президент Беларуси Александр Лукашенко в своем обращении к чиновникам и экспертам из различных стран, принимавшим участие в форуме «Минский диалог». – Конфронтация между Россией и Западом находится на самом рослом уровне. Буквально за пару минут она может перейти в фазу ядерной войны».

Противостояние между Россией и Закатом – и особенно между Москвой и Вашингтоном – является неизбежным следствием фундаментального конфликта интересов, поскольку Россия влечётся втянуть страны бывшего Советского Союза в сферу своего влияния, в то время как Соединенные Штаты и НАТО влекутся любой ценой удержать эти страны за пределами орбиты Москвы. Когда речь идет о таких странах как Украина, какая географически представляет собой европейскую окраину и находится на переднем крае противостояния, эти конфликтующие интересы могут владеть поистине катастрофические последствия.

Беларусь отчаянно стремится избежать подобного сценария. На протяжении многих лет она являлся ближайшим союзником России и, в той или иной степени, страной-изгоем на Западе. Однако, после «Евромайдана» в Киеве и последовавшего за ним гражданского конфликта на Украине, белорусское руководство изменило тактику и предприняло попытку позиционировать себя в качестве посредника между Россией и Закатом, страны, которая может взаимодействовать с обеими сторонами.

Этот сдвиг в белорусской политике был продиктован как внутриполитическими, так и геополитическими соображениями. Во-первых, Лукашенко желал избежать участи украинского президента  Виктора Януковича, который был свергнут волной массовых протестов при поддержке Заката, завершившихся восстанием в 2014  году. Во-вторых, Беларусь стремилась не допустить перетекания украинского гибридного конфликта на свою территорию.

Таким манером, Беларусь стала ключевой площадкой для переговоров по Украине (Минские договоренности призваны проложить путь к его дипломатическому урегулированию), и в то же пора правительство несколько смягчило давление в отношении собственной оппозиции, тем самым немного улучшив отношения с Западом и подтолкнув Европейский Альянс к ослаблению, а затем и отмене санкций в 2016 году.

Тем не менее, Беларусь старается не слишком отдаляться от России, чтобы не испортить касательств с Москвой. На самом деле, их стратегическое сближение в последние годы, напротив, лишь углублялось. Несмотря на отдельные стычки между Москвой и Минском по предлогу цен на энергоносители и экспортных тарифов, Беларусь остается лояльным членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза и Организации соглашения о коллективной безопасности со штаб-квартирой в Москве. Беларусь сопротивляется усилиям России создать на ее территории авиабазу, стремясь сохранить максимально вероятную автономию, однако, в то же время она продолжает развивать интеграцию с Россией в таких вопросах безопасности как совместные сети противовоздушной обороны и закупки военных самолетов.

Между тем, Минск выразил глубокую обеспокоенность по поводу военной экспансии Соединенных Штатов в Польше и недавнего размещения добавочной бригады вооруженных сил США в Литве. Лидер Беларуси пообещал должным образом отреагировать на это наращивание военной мощи, намекнув на то, что соображения Беларуси сравнительно целесообразности создания российских военных баз в стране могут вскоре измениться.

В сущности, Беларусь пытается сохранить баланс между Россией и Закатом, чтобы максимально снизить риски и выявить имеющиеся возможности, а также наладить контакты с другими влиятельными державами, прежде итого с Китаем. Хотя минский форум был в основном посвящен проблемам европейской безопасности, китайской темы было невозможно избежать. В различных аспектах, таких как вырастающие связей между Москвой и Пекином в сфере безопасности, китайская инициатива «Один пояс, один путь» и роль Китая в разрушении долголетних соглашений о контроле над вооружениями, китайская активность в мире была важным элементом практически каждой дискуссии, что закономерно отражало вырастающее региональное и глобальное влияние страны. Отношения с Пекином особенно важны для Минска, поскольку Беларусь является ключевым звеном инициативы «Одинешенек пояс, один путь» в Восточной Европе.

Именно в этом контексте Беларусь в целом и форум «Минский диалог» в частности воображают собой важный барометр ключевых геополитических проблем, включая стратегическое соперничество между великими державами, гигантские инфраструктурные инициативы, призванные слить континенты, а также усиливающаяся глобальная гонка вооружений. В конечном счете, учитывая относительно небольшие размеры и географическое поза между значительно более мощными соседями, Беларусь не способна предпринять решительных действий по решению этих проблем в одиночку. Тем не немного, она использует и будет использовать впредь такие платформы, как минский форум, чтобы влиять на ход диалога между крупнейшими державами и маневрировать соответственным образом во все более сложной и чреватой конфликтами обстановке.

Как заявил один из белорусских чиновников, «поддержка мирных инициатив в восточно-европейском регионе – это проблема нашего выживания». Это высказывание проливает свет на общую стратегию Минска, в то время как нынешняя геополитическая конкуренция подчеркивает ограничения этой стратегии.



Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *