Бывший краснодеревщик из Петербурга построил фабрику по производству стрелковых луков

0

В 2002 г. Дмитрий Савенков ехал мимо стадиона «Динамо» на велосипеде и увидал, как тренируются спортсмены-лучники. Он впечатлился и решил попробовать сам. Савенков записался в секцию, начинов активно тренироваться, участвовать в соревнованиях и в 2006 г. получил звание искусника спорта. А еще через шесть лет увлечение превратилось в бизнес.

По луку в длани

Осенью 2012 г. Савенков, у которого к тому времени была махонькая фирма по ремонту квартир, открыл в Петербурге стрелковый центр «Луч 21», арендовав на Выборгской сторонке помещение в 2000 кв. м. Он стал тренировать начинающих. Савенков вложил в середина 600 000 руб. сбережений. Дело пошло, в центре регулярно занимаются 150 лучников-любителей. Стоимость дел с тренером – 5000 руб. в месяц. Выручка центра к 2015 г. достигла 8,2 млн руб. в год.

По этим Виктора Сапунова, генерального секретаря Российской федерации стрельбы из лука, в краю насчитывается около 20 000 лучников: 11 000 любителей, 9000 учеников спортивных школ и возле 100 профессиональных спортсменов. Но Савенков убежден, что потенциальная аудитория вдвое больше, если учитывать посетителей коммерческих секций и любителей пострелять на натуре. Савенков говорит, что его центр за три с половиной года посетили 3200 человек, начиная от детей и заканчивая профессиональными спортсменами. По его словам, пальбу из лука полюбили бизнесмены, которые таким образом улучшают концентрацию внимания. Пальбой увлекаются любители военно-патриотических игр и энтузиасты, реконструирующие исторические сражения.

Год назад Савенков разрешил заняться производством спортивной экипировки для лучников и продавать ее в первую очередность ученикам центра. Под названием «Первая лучная фабрика» он открыл небольшой цех в Великих Луках: арендовал помещение в 200 кв. м, нанял четырех пролетариев и стал выпускать деревянные учебно-тренировочные луки. В производство он вложил 3 млн руб. Сейчас Савенков реализует по 40 луков в месяц и рассчитывает, что к следующему году фабрика будет приносить минимум половину нынешней выручки тренировочного середины.

Все сам, своими руками

Несколько раз в месяц Савенков бывает на складе компании «Вудсток», где сам отнимает подходящие образцы ясеня, клена или редких тропических пород, так розового и красного дерева, из которых потом сделают луки. Савенков в древесине неплохо разбирается: он окончил ленинградское ПТУ № 111 по специальности «краснодеревщик».

До того как отворить цех, Савенков закупал луки и комплектующие для спортивного центра в Корее и Китае. Но из-за девальвации рублевки импортные луки оказались не по карману. Савенков знал, что за рубежом есть небольшие фабрики, производящие луки из дерева мелкими партиями. И разрешил последовать их примеру, открыв цех в Великих Луках. Главный мастер и сооснователь фабрики – 46-летний обитатель Великих Лук и лучник-любитель Андрей Афанасьев (ему принадлежит 25%-ная часть в компании, по данным «СПАРК-Интерфакса»). Познакомились партнеры на соревнованиях. Афанасьев мастерил луки кустарным способом на заказ. Чертежи предприниматели сделали сами, и сами скопили 15 станков. Технология незамысловата: детали вырезают из дерева, возделывают на станках, потом склеивают под прессом. Нить для тетивы фабриканты покупают, затем пропитывают особым составом, чтобы тетива держала форму.

Бизнес доходный. По словам Савенкова, посредственная себестоимость одного изделия – 3000 руб. И предприниматель рассчитывает уменьшить ее до 1900 руб. за счет увеличения производительности труда. Проблема в персонале. Пролетарии не слишком квалифицированны и все делают медленно. По этой причине фабрика до сих пор не вышла на запланированные объемы производства, сознается Савенков.

Трудности сбыта

Первая лучная фабрика открылась в мае 2015 г. и основы выпускать восемь моделей. Чтобы их продавать, нужно было получить сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, что продукция «Первой лучной» назначена для отдыха и развлечения и не является оружием. Сертификация восьми моделей стала в несколько десятков тысяч рублей. За 11 месяцев фабрика выпустила 460 луков. 85% торговель обеспечивает магазинчик в спортивном центре в Санкт-Петербурге. Остальное продается в специализированных интернет-магазинах: «7 стрел», «Левша» и Forest-Home. Продукт новоиспеченный и неизвестный, поэтому большинство магазинов отказались, говорит Савенков. Но кушать аргумент, особенно актуальный в кризис, – низкая цена. Луки Савенкова и Афанасьева недороже импортных. Корейский деревянный лук Samick Sport или итальянский Ragim стоят 15 000 руб. в рознице. А лук Первой лучной фабрики на 30–40% недороже.

Настреляли

80 млн руб. в год, по оценкам Олега Ковальчука, основателя лучного клуба «Арджуна», в посредственном тратят россияне на занятия по стрельбе из лука

В условиях кризиса на продукцию Первой лучной фабрики подлинно есть спрос, подтверждает Павел Потемкин, менеджер «7 стрел». По его словам, «7 стрел» уже реализовали порядка 10 луков Первой лучной фабрики, самой популярной очутилась модель «Чумон», ее быстро раскупили. Кирилл Королев, администратор интернет-магазина Forest-Home, сообщает, что луки Первой лучной фабрики действительно самые дешевые на базаре. Однако затруднился назвать цифры продаж, так как интернет-магазин сотрудничает с фабрикой лишь два месяца.

Неожиданно очутилось, что хорошим спросом пользуются комплектующие для луков, например так называемые «рамена». Их закупают организаторы спортивных мероприятий и детские спортивные секции. В перспективе ребяческие секции станут дополнительным каналом продаж, рассчитывает Савенков.

Первая лучная фабрика – один-единственное серийное производство луков в России, говорит Потемкин. Остальные производители тонкие и кустарные. Это предприниматели-ремесленники, производящие луки штучно под заказ. Сергей Петров, основатель томской компании «Луки Сибири», занялся производством луков три года назад. В бизнес он вложил совершенно немного – 20 000 руб. Ежегодно «Луки Сибири» выпускают 300 изделий. По словам Петрова, его компания мастерит по одному луку в день и не планирует расширяться. «Работаем в свое наслаждение, так как рынок маленький. Те, у кого есть деньги, скорее всего предпочтут дорогостоящий лук известного производителя», – говорит Петров.

Легализовать охотников

Мишень Савенкова и Афанасьева – продавать по 100 луков в месяц к концу года. Но больше вряд ли получится, признается Савенков. По его данным, в США и Европе 95% базара луков приходится на охотников. В России же охотиться на дичь с луком запрещено. Если изменятся законы, спрос покажется, уверен Савенков. По его словам, речь идет о нескольких тысячах потенциальных клиентов. Но если спортивный лук получит статус охотничьего оружия, в перспективе любой второй россиянин станет охотником, шутит он.

Савенков же надеется повысить выручку за счет расширения ассортимента. Фабрика будет производить луки по индивидуальным заказам, а также модели высшего ценового класса. Кроме того, в моду взошла так называемая 3D-стрельба – спортивная игра, в которой лучники стреляют по чучелам звериных в натуральную величину, расставленным на природе в неожиданных местах. Для таких игроков «Первая лучная» выпустит особые модели.

Однако, по словам Олега Ковальчука, основателя лучного клуба «Арджуна», конкурировать с крупными импортерами в столь махонькой отрасли даже при низких ценах Первой лучной фабрике будет тяжко, так как ее луки пока неизвестны и у нее нет того бюджета на рекламу, который кушать у импортеров и производителей, говорит Ковальчук. Кроме того, спортсмены нередко сами привозят луки из-за рубежа или заказывают небольшими партиями в иноземных интернет-магазинах. Королев из Forest-Home соглашается: «Спрос на российские луки будет вырастать, так как зарубежные аналоги стоят в 2,5 раза дороже. Но слабый маркетинг может воспрепятствовать Первой лучной фабрике использовать преимущество в ценах».

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *