Ценности будущего

РАЗНОЕ

Самые оглушительные битвы в российской «войне памяти» разгораются вокруг сюжетов, связанных с Великой Отечественной. Можно припомнить и вопрос про блокаду Ленинграда на телеканале «Дождь», и недавнюю публичную дискуссию Сергея Мироненко и Владимира Мединского о 28 панфиловцах. Возмущение обыкновенно так велико, как будто, если усомниться в каком-то из фактов или мифов о брани, мы моментально перенесемся в роман Филиппа Дика «Человек в рослом замке», где войну выиграла гитлеровская коалиция. Такая слабая реакция связана с тем, что в последние годы государственная историческая политика была устремлена на развитие культа победы в Великой Отечественной. Он укрепился так, что многие уже и забыли, что 9 мая очень долго не был общенациональным праздником – представляется, что он существовал всегда. Прошлое нельзя переписать, но политика прошедшего постоянно меняется.

Почему вообще важно говорить об исторической политике и об всеобщей памяти? Политика памяти появляется примерно тогда же, когда зарождаются национальные страны. Общее прошлое служит для наций «социальным клеем». Та история, какая отобрана как значимая, объясняет возникновение нации, где проходят ее рубежи и кто считается «чужим», какие ценности для нее важны и какие мишени перед ней стоят. Поэтому для исторической политики важна не столько достоверность фактов, на каких она строится, сколько сила влияния на текущее состояние дел.

Нынешняя государственная историческая политика, во-первых, успешно объединяет людей любое 9 мая. Во-вторых, помогает интерпретировать современную политику: конфликт на восходе Украины с экранов телевизора объясняется как новый виток войны с нацизмом. В-третьих, она дает повод для гордости: несмотря на социально-экономические проблемы, существовать в России – значит быть наследником народа-победителя. Поэтому историческая политика будет активно поддерживается населением. С другой стороны, она не может солидаризировать всех. Наверное, у такого огромного и разнообразного государства вообще не может быть одной объединяющей всех истории.

Еще значительнее то, какую картину настоящего она рисует и какие цели на грядущей ставит. Триумфальная история о войне ставит ценность страны выше ценности человеческой жизни. В том числе поэтому невозможно обсуждать, можно ли было избежать такого количества кончин во время блокады Ленинграда: ведь погибшие там – мученики, а не жертвы, их кончина принесла победу. Наконец, такой образ нации немного помогает в определении целей. Какое будущее может быть у нации-победителя? Надписи «Если надо, повторим» – вот, пожалуй, одна из немножко траекторий, которую намечает нынешняя государственная политика.

В экспертных сообществах обсуждается и кризис манеров будущего, и возможность другой исторической политики. Писатель Сергей Коваль в колонке на портале InLiberty предлагает создать команду специалистов, какая разработала бы новую историческую политику. На самом деле ничего новоиспеченного придумывать не надо, следует обратить внимание на «вторую память», альтернативную государственной (см. доклад Вольного исторического общества при поддержке Комитета штатских инициатив «Какое прошлое нужно будущему России?»). Термин «вторая память» описывает масса разных сюжетов о прошлом, которыми занимаются в публичной сфере так именуемые акторы памяти. Они публикуют книги памяти, создают виртуальные 3D-реконструкции своих городов, водят экскурсии для туристов и школьников, трудятся над экспозициями и т. д. Их аудитория шире аудитории профессиональных историков, для них сбор фактов о прошедшем менее важен, чем трансляция истории своему сообществу.

Отдельный из акторов памяти занимаются темой войны. Но многие критически настроены по касательству к проектам исторической политики властей, тем более что они периодически подминают под себя здешние инициативы. Например, в Волгограде 23 августа – день памяти и скорби по потерянным в Сталинградской битве, но в 2013 г. в этот день вразрез с традицией прочертили байк-шоу с фейерверком и концертом. Активист поискового движения удивлен итогами государственной исторической политики: «Можем повторить!», «На Берлин!» Вот эта вся пена. Это весьма раздражает, я понимаю, что люди не отдают себе отчет в том, что это была за мясорубка, какой стоимостью это далось. Что мы можем повторить? Миллионы смертей?»

Внимание «другой памяти» направлено на другие сюжеты: экономика, наука и цивилизация. В купеческих городах гордятся соотечественниками, которые в период экономического расцвета строили храмы, гимназии и больницы. В одном уральском городе преподаватель истории коротает экскурсии по старому промышленному району, названному в честь изобретателя XIX в., открытия какого изменили систему производства на местных заводах и удостоились награды на интернациональной выставке в Чикаго. История покорения космоса – еще один сюжет, объединяющий почти всю край, ведь в космической индустрии было занято огромное число людей. Наконец, культурная история «второй памяти» сочетает, представлялось бы, несочетаемое: в ней язычество сосуществует с православием, Пушкин – с Серебряным столетием и авангардом.

Все эти истории – «мифы о золотом веке», истории о поре, которым люди гордятся. Этот тип памяти один из самых состоятельных ресурсов для ценностей и образов будущего. «Можем повторить» по касательству к истории экономического и научного расцвета предполагает совсем иные цели, нежели по отношению к военной истории. Как и память о победе, эти истории вселяют гордость современному обществу. Но на их основе выстраивается другая идентичность: так, потомков талантливых ученых и успешных промышленников.

Из Москвы, к сожалению, истории «другой памяти» почти не заметны, однако это не означает, что они незначительны. Аудитория «другой памяти» – местное сообщество, которому история кромки и города ближе и понятнее. И хотя, конечно, со сложносочиненной памятью трудиться труднее, ее безусловное преимущество относительно любой государственной исторической политики в том, что она уже трудится сама.

Автор – аспирант университета Stony Brook (Нью-Йорк)

Целая версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий