Чем для автовладельцев обернется обновленное ОСАГО

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

В пятницу вступает в мочь обновленный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Ключевое нововведение – переход на натуральное возмещение по ОСАГО с кой-какими исключениями. Теперь в общем случае автомобили, попавшие в аварию по посторонний вине, будут ремонтироваться страховщиками с использованием только новоиспеченных деталей без каких-либо доплат автовладельца, если, конечно, размер ущерба укладывается в работающий лимит ОСАГО – 400 000 руб.

Без права на выбор

Как и прежде, после ДТП невиновный автовладелец должен обращаться за возмещением в страховую компанию, где приобрел ОСАГО (безальтернативное ровное возмещение убытков). Однако, если в ДТП пострадали люди, возмещение необходимо требовать у страховщика виновника; если полиса у него не очутилось, компенсация выплачивается через Российский союз автостраховщиков (РСА).

Ранее автовладельцы после аварии имели право выбора – получить от страховщика денежки или поручить ему организацию ремонта машины (возмещение в натуре). Но не все страховые компании предлагали оба варианта возмещения. По статистике РСА, лишь 10% автовладельцев, попавших в аварию, восстанавливали авто с поддержкой страховщиков.

Теперь же страховщиков обязали ремонтировать поврежденный в ДТП автомашина без доплаты автовладельца, используя при этом только новые запчасти.

По работавшим до принятия закона правилам страховые компании с согласия клиента также могли починить машину, но стоимость ремонта рассчитывалась с учетом износа деталей, какие требуется заменить. А разницу со стоимостью новых запчастей, какие обычно используются при ремонте, и старых автовладелец компенсировал из своего кармана. Стоимость ремонта определялась по утвержденной ЦБ целой методике и справочникам стоимости запасных частей с коррекцией на износ. Сейчас же в случае ремонта износ деталей учитываться не будет.

Впрочем, обновленный закон предусматривает ряд случаев, когда ущерб возмещается необыкновенно деньгами.

Если оценочная стоимость ремонта выше введённого законом лимита ОСАГО в 400 000 руб. (или предельной суммы по европротоколу) и автовладелец не соглашается доплатить разницу, а также при целой гибели машины, потерпевший получит максимальную выплату. Также денежные выплаты за ущерб автомашине предусмотрены для инвалидов и в случае причинения тяжкого вреда здоровью (или кончины) потерпевшего. Как пояснил руководитель департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук, в заключительном случае речь идет о денежной выплате за ущерб автомашине (до 400 000 руб.), также потерпевший получит выплату за ущерб существования и здоровью (максимум 0,5 млн руб.).

Но размер денежного возмещения по собственности по-прежнему будет рассчитываться по стоимости изношенных деталей. По словам президента РСА Игоря Юргенса, разница в стоимости ремонта с использованием престарелых и новых запчастей может достигать 38%.

Правда, при ремонте автовладелец может и сам согласиться на использование бывших в употреблении запчастей – так, если с получением новых возможны проблемы. «Это удобно для обладателей старых автомобилей, особенно японских, запчасти на которые уже не спускают. Хуже, если бы такого выбора не было и пришлось бы разыскивать замену среди новых неоригинальных аналогов», – рассуждает заместитель гендиректора СК «Альянс» Евгений Дубенский.

Кто отзовётся за ремонт

По новым правилам страховщик должен направить автовладельца ремонтировать машину на станцию техобслуживания (СТО), с какой заключен договор и которая расположена не далее 50 км от пункты ДТП или места жительства владельца машины.

Автовладелец также может предложить свою СТО, не из списка страховщика, но согласованную с ним. Страховая компания обязана рассмотреть такую мольбу клиента в течение 15 дней, но соглашаться не обязана, поясняет заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

По старинке

Изменения в ОСАГО не коснулись ни основных условий страхования, ни процедуры оформления полиса, ни его стоимости. Как и прежде, стоимость ОСАГО рассчитывается по базовому тарифу (3432–4118 руб.) с исправлениями на регион, мощность двигателя, прошлые страховые случаи и т. д. Максимальное покрытие по «железу» – 400 000 руб., по жития и здоровью людей – 500 000 руб.

По словам начальника управления методологии урегулирования уронов РСА Андрея Маклецова, если СТО удалена более чем на 50 км и не удалось условиться со страховщиком об ином месте ремонта, автовладелец может отказаться от ремонта и ему должны будут выплатить денежки. «Однако сумма к выплате будет определяться с учетом износа деталей», – напоминает он. Так что, прежде чем отрекаться от ремонта, стоит хорошо подумать, предупреждает Юргенс.

Страховщика поставят на счетчик

Максимальный срок ремонта автомашины по закону не может превышать 30 рабочих дней со дня предоставления его на станцию. За нарушение страховщик должен выплатить клиенту компенсацию за просрочку в 0,5% страхового возмещения в день. При неоднократном нарушении сроков ремонтных работ ЦБ может запретить страховщику на срок до года ремонтировать автомашины клиентов, оставив только возможность платить деньгами с учетом износа. «Применяя такие санкции, регулятор карает скорее клиентов страховой компании – они автоматически попадают в пояс денежной компенсации», – отмечает вице-президент Ассоциации защиты страхователей Инна Жаврид.

Страховщики сейчас отвечают и за качество ремонта. Гарантийный срок – шесть месяцев, а на кузовные труды и лакокрасочное покрытие – 12 месяцев. Если при выдаче автомашины из ремонта или в течение гарантийного срока клиент обнаружит недостачи, он имеет право обратиться к страховщику, а тот обязан в течение пяти дней организовать осмотр автомашины. Предельный срок повторного ремонта в поправках не установлен, сообщает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев, но предполагает, что он также не должен превышать 30 дней.

Чей полис в мочи

Положения нового закона применяются к договорам, заключенным после 28 апреля, вытекает из него без уточнения, должны ли новые полисы быть у всех участников ДТП. Суждения по этому поводу участников рынка, регулятора, чиновников до заключительного времени различались. Только в четверг, 27 апреля, ЦБ дал разъяснение участникам базара. Из него следует, что для применения свежих норм закона новоиспеченный полис должен иметь автовладелец, обратившийся за возмещением к своему страховщику. Если за страховкой необходимо идти в компанию виновника ДТП, то новый полис должен быть собственно у него.

После вступления закона в силу все полисы ОСАГО с неистекшим сроком страхования остаются действительными до показанной в них даты. Но при желании полис можно «обновить», расторгнув старый договор и заключив новый. Правда, тут автовладелец потеряет как минимум 23% от стоимости престарелого полиса (расходы страховщика на ведение дел).

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий