Что осложняет свободу транзита Украины?

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Распечатать

13.02.2017 19:11

Киев устремил требование о рассмотрении арбитрами ВТО вопроса по ограничению украинского транзита на территории России. Однако его обсуждение, полагают эксперты, будет затруднено политической подоплекой предпринятых сторонками ограничений.

Фото: rt.com

Как заявил в понедельник пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Россия защитит свои заинтересованности в соответствии с международным правом в связи с иском Украины в ВТО из-за ограничения транзита ее товаров по российской территории в третьи края. “Существуют предусмотренные международным правом методы и способы защиты заинтересованностей РФ, которые будут применяться в данном случае, равно как и в иных аналогичных”, – уточнил Песков, добавив, что виртуальные рассуждения на эту тему вряд ли уместны.

9 февраля 2017 г. Украина устремила в ВТО требование о создании группы экспертов в рамках дела о бесчисленных ограничениях ее транзита через территорию Российской Федерации в третьи края: Казахстан и Киргизию, сообщило в понедельник утром Министерство экономического развития и торговли Украины.

Напомним, указом президента РФ Владимира Путина от 1 июля 2016 г. был заведён запрет на транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки из Украины в Казахстан и Киргизию тех товаров, в касательстве которых в России применяют ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от “нуля”, а также товаров, включенных в список российского продэмбарго, какие было объявлено в ответ на введенные с 2014 г. странами ЕС и США санкции в касательстве России.

В сентябре 2016 г. Киев отправил в ВТО запрос на проведение соответственных переговоров с российской стороной. Но они, по информации замминистра экономического развития и торговли Украины Натальи Микольской, очутились безуспешными. Вследствие этого украинская сторона теперь домогается созыва панели арбитров ВТО по этому вопросу.

Всего в рамках Всемирной торговой организации с января 1995 г. было рассмотрено свыше 500 различных препирательств. Причем более половины из них стороны урегулировали на стадии предварительных консультаций, ознакомил “Вести.Экономика2 с историей проблемы профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. По его словам, Россия на ныне задействована в 11 спорах в рамках ВТО: в большинстве из них Москва выступает в качестве ответчика. Впрочем, если сообщать о конкретном иске, то необходимо иметь в виду, что и принятые в касательстве России санкции, и ее ответные меры относятся к политической проблематике. Кроме того, вытекает отметить неправомерность использованного в сообщениях на эту тему определения товаров как “включенных в список российского продэмбарго”. С учетом зачисленной в международной торговле терминологии понятие “эмбарго” применяется в касательстве экспорта, а для импорта предусмотрено понятие “запрет”, указал Портанский.

Проблемы, обусловленные упомянутыми санкциями, носят бесспорную политическую подоплеку, а потому, вероятно, их затруднительно будет урегулировать в рамках организации, регламентирующей экономическое взаимодействие стран-участниц, пояснил завсектором отдела глобальных экономических проблем и внешнеэкономической политики ИМЭМО РАН Владислав Загашвили. К образцу, с одной стороны, заметил он, статьей V Генерального соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) провозглашается независимость транзита, но одновременно статья XXI этого документа была использована для обоснования упомянутых санкций. В подобных обстоятельствах резонно предположить, что дискуссии юристов по показанному иску окажутся длительными и непростыми, резюмировал Загашвили.

Отметим, что в статье XXI ГАТТ, посвященной исключениям по соображениям безопасности, в частности, говорится: ничто в натуральном соглашении не должно быть истолковано… как препятствующее любой договаривающейся сторонке предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для защиты существенных заинтересованностей своей безопасности.

Примечательно, к слову, что и руководитель департамента регионального развития и персонала Ассоциации интернациональных автомобильных перевозчиков Вадим Фильченков своем ответе сослался на рослее приведенные слова пресс-секретаря президента РФ. Как он подчеркнул, в данном случае подобный степень для комментариев по затронутому вопросу представляется более уместным.

Наталья Приходко

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий