Что такое ФГОС: их значение, цели и задачи

0

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, воображающие собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая курсами повышения квалификации.

Эти заявки обязательны при реализации программ начального, основного общего, среднего (полного), начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, аккредитованными на государственном степени.

Что такое фгос: их значение, цели и задачи

Какие учреждения обязаны соблюдать ФГОС?

Абсолютно все образовательные учреждения, как государственные, так и частные обязаны соблюдать ФГОС, так как их труд также базируется на законе «Об образовании», в котором прописано право на получение образования в соответствии с ФГОС. Преподают в частных школах те же дисциплины, что и в государственных, отличие лишь в объеме добавочных услуг и методиках.

Важно! ФГОС, по сути, является законом со всеми вытекающими последствиями. Они в обязательном порядке должны соблюдаться всеми без исключения образовательными учреждениями. Написание учебников выходит с учетом ФГОС, на их основе разрабатывается программа учебного процесса.

ФГОС устанавливают количественные и качественные критерии в образовании, как ГОСТы для продуктов столы или нормативы в спорте.

Зачем необходимы стандарты образования – основные цели ФГОС

Давайте разберемся, что обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты:

  1. Сплоченность образовательного пространства Российской Федерации. Проще говоря, в каком городе или регионе вы бы ни жили, в Петропавловске-Камчатском, Ялте или Курске, ваш дитя везде будет учиться по одинаковым программам, и получать одинаковый багаж знаний.
  2. Развитие духовных и нравственных качеств и рослого уровня воспитания.
  3. Вариативность содержания образовательных программ. Знания даются одинаковые, но подход к образовательному процессу может выделяться. Главное, выполнить цель: ребенок должен получить набор знаний, установленный на государственном уровне.
  4. Преемственность основных образовательных программ начального всеобщего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Говоря доступным стилем, детский сад занимается подготовкой детишек к начальной школе, которая, в свою очередь, готовит в среднюю школу и так дальше. На каждом этапе жизненного пути ребенок должен получать весь необходимый объем знаний для беспрепятственного продвижения наверх по лестнице образования.

Важно! ФГОС – это основа всех образовательных программ.

Используя ФГОС, специалисты пишут учебники и методические пособия. По ФГОС решают, какие задания будут на ЕГЭ и как коротать аттестации. По ним определяют, сколько времени выделить на тот или иной предмет. Одним словом, ФГОС – это база образовательного процесса.

Что воображает собой структура ФГОС

Каждый стандарт включает три вида требований, которые прописаны в ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ:

  • Заявки к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе, к финансовым, кадровым, материально-техническим и прочим условиям. Какое оборудование и учебники необходимы? Сколько понадобится учителей и других специалистов?
  • Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению долей основной образовательной программы и их объёма, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, какая создается участниками процесса образования. Какие предметы изучать? Что делать для развития умений получать знания? Какая должна быть схема оценки итогов учебы? Что должен представлять собой план учебного процесса?
  • Требования к результатам освоения образовательных программ. К учету принимаются вытекающие показатели: оценки учащегося, его коммуникативные навыки, самостоятельность, присутствие собственного мнения, а также другие личностные и метапредметные навыки.

Какие есть виды ФГОС?

Существует 12 видов ФГОС.

Для каждого уровня образования имеется собственный государственный стандарт.

  1. ФГОС дошкольного образования. Трудится в детских садах.
  2. ФГОС начального общего образования. Разработан для 1-4 классов.
  3. ФГОС основного общего образования. Разработан для 5 — 9 классов.
  4. ФГОС посредственного общего образования. Разработан для 10-11 классов.

Для магистратуры, бакалавриата, ординатуры также разработаны федеральные образовательные стандарты. Также есть ФГОС для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Официальный сайт федеральные государственные образовательные стандарты

На сайте fgos.ru можно ознакомиться подробней с каждым ФГОС.

Кто занимается разработкой ФГОС?

Обновление федеральных государственных образовательных стандартов выходит примерно раз в 10 лет. Разрабатывает их Министерство образования и науки Российской Федерации при непосредственном участии научных и образовательных организаций, учебно-методических союзов.

Как правило, обсуждение проекта ФГОС происходит на сайте Минобрнауки. На следующем этапе проводится независимая экспертиза, после ФГОС при необходимости дорабатываются и после этого специальным советом министерства образования ФГОС утверждаются.

Как происходит обновление ФГОС

В сегодняшнее время в России работают ФГОС, так называемого, второго поколения. Эти государственные стандарты разрабатывались с 2009 по 2012 год. Основной ударение ФГОС сделан на развитие универсальных учебных умений. Проще говоря, на способности самостоятельно добывать необходимую информацию, используя общение с людьми и технологии. Внеурочной и проектной деятельности уделяется немало внимания.

Как происходит обновление ФГОС

Предполагается, что учащиеся, которые получают знания по ФГОС, должны быть законопослушными, любить свою Отечество, проявлять толерантность, стремиться к спорту и здоровому образу жизни.

Неплохие планы и лозунги. Но сколько критики обрушивается на работающие сегодня ФГОС: и формулировки расплывчатые, и язык бюрократический, и то, что привычные «знания» подменяются какими-то «компетенциями» и масса иных недовольств.

Критика ФГОС – основные аспекты специалистов

Президент РФ В.Путин дал поручение правительству – систематически обновлять содержание всеобщего образования «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и техники». На протяжении всего 2017 года шла разработка и горячие дебаты вокруг ФГОС.

С весны 2018 года ведутся активные обсуждения новых образовательных стандартов, сопровождающиеся непрекращающимся шквалом критики. Преподаватели ОБЖ хватаются за башку с мыслями, как рассказывать учащимся 5-х классов о репродуктивном здоровье, учителя русского языка и литературы высказывают возмущение по предлогу закрытого перечня книг, необходимого к прочтению детям.

Мнения профессиональных педагогов относительно ФГОС

Многие специалисты в сфере образования высказали свое негативное суждение относительно новых образовательных стандартов:

  • Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, входящий в совет Минобрнауки по ФГОС считает, что образовательные стандарты, какие предлагает Минобрнауки для начальной (1-4 классы) и основной школы (5-9 классы), потеряли актуальность с точки зрения современной экономической науки. То имеется, попросту устарели. По его мнению, ярко прослеживается небрежность написания ФГОС по изучению истории. Свое мнение ректор Высшей школы экономики изложил в посланье министру образования и науки. Ключевая мысль письма – проект нуждается в тщательной доработке;
  • Порядка 500 преподавателей литературы, преподавателей ВУЗов и других специалистов выступили с критикой проекта. Гильдия словесников (ее основателями была ассоциация филологов) выступила с заявкой отказаться от жесткого распределения по годам обучения художественных произведений, а также невариативного списка литературы, предложенных ФГОС. Гильдия находит, что ФГОС «…перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия…»;
  • Директор федерального института развития образования Александр Асмолов находит, что новые ФГОС – не что иное, как «стандарты юрского периода».

Критика проекта ФГОС в деталях – личное мнение одного специалиста

Качество написания стандарта

ФГОС написаны казенным языком, поглотившим всю смысловую нагрузку. Не везде есть грамотная структуризация, некоторые пункты дублируют друг товарища.

Отсутствие задач образовательных программ

Проект закона не содержит статей «задачи». Они по непонятным причинам перемещены в разоблачил «требований» — по этой причине список требований выглядит разношерстно. Задачи каждого учебного курса и заявки к знаниям и умениям обучающихся необходимо было бы разделять. Это было бы логично и грамотно. Задачи обучения каждой предметной районы делятся на три группы:

  • Передача знаний и общественных ценностей из поколения в поколение;
  • Развитие личности;
  • Решение текущих задач, стоящих перед обществом. Сюда относятся также задачи грамотного использования технологий, внедренных в повседневную существование и быт.

Так вот, в части первой Стандарта «Общие положения» всего 7 статей, среди которых мы видим отражение задач о развитии личности. Иных попросту нет! Неужели это значит, что для государства задача обеспечения преемственности достижений отечественной цивилизации и научных школ вяще не является актуальной и значимой?

Для того чтобы учебная организация эффективно функционировала, каждому педагогу важно соображать, какие задачи стоят перед ним. Одну и ту же программу воплощать на практике можно совершенно разными способами. За длинные годы цели преподавания претерпели изменения, и ответы на вопрос, какие они сегодня, являются точкой отсчета для разработки обновленных ФГОС. Итак, крайне значительно переосмыслить и четко сформулировать задачи, поставленные перед каждым учителем и включить их в образовательный стандарт.

Насколько стандарт жив?

Актуальность стандарта оценивается по ряду признаков. На лицо неопровержимый факт, подтвержденный многими педагогами – стандарт устарел и не актуален в нынешних реалиях. Как и представления тех, кто занимался их разработкой.

К примеру, в проекте много раз встречаются фразы «научная полотно мира», «научные методы познания». На сегодняшний день актуальны более точные понятия, введенные К. Поппером: «научная парадигма», «критерии научного познания», без которых нет современного представления о структуре научного знания.

И если стандарт детализирован до понятий «логарифмического неравенства», то и показанные понятия должны быть включены в него, именно в ту часть, которая относится к метапредметным знаниям. Закрадывается дума, что философы, эпистемологи, которые изучают природу познания, проработкой стандарта не занимались или их не привлекали.

За последние десятилетия структура познания претерпела существенные изменения, и сама теория познания в настоящее время является важнейшей составной частью человечьего знания. И спрашивать «Кто придумал именно так разбивать предметы» бесполезно – делали это непрофессионалы.

Уровни преподавания предметов

Необходимая и хорошая идея преподавания предметов на разных уровнях, к огромному сожалению, не получила концептуальной завершенности. Грамотного обоснования полезности и нужды такого подхода нет – именно по этой причине общество не приняло его. Вдобавок, эту идею переплели с задачей сокращения финансирования непременных программ. Этим она себя и дискредитировала, вызвав шквал критики. Возникло предположение, что она и была придумана только для сокращения финансирования. Эта тема является ключевой в определении структуры системы образования. В ней и заключается вопрос, как и чему учить. Можно ли всему научить? Чему конкретно необходимо обучать?

В последние годы прослеживается тенденция, когда знаменитые на весь мир ученые издают книги, в которых на доступном и удобопонятном гуманитарном уровне без одной формулы дают представление о структуре современного знания, ключевых задачах, стоящих перед исследователями и смысле этих задач для человечества. Речь идет, в первую очередь, о естественных науках. В современном мире научное знание подвигается по пути интеграции, поэтому необходимость создания интегрированных курсов – наглядна и очевидна. И построить их нужно таким манером, чтобы ученик получил базовые знания по всем дисциплинам. Проще говоря, интегрированные курсы должны входить в непременный для изучения перечень предметов.

Интегрированный курс некоторой предметной области – что он должен включать?

  • Теоретические знания: историю научной районы, ее место в системе общего знания, основные законы, задачи, теории;
  • Практические знания, которые дают возможность продемонстрировать и постигнуть применение теории, прочувствовать, так сказать, «в натуре»;
  • Практические знания и умения, касающиеся применения достижений науки в реальной существования. И осознание опасностей, которые они могут принести. Данный пункт, к сожалению, не был отображен в требованиях к результатам предметного обучения в проекте ФГОС. Авторы размышляли, что все, что связано с реальным жизненным опытом относится к предмету ОБЖ, и довольно сложно представить качественную реализацию такого объекта. Здесь требуются универсальные преподаватели (которые не преподают в школах); в противном случае курс будет слабым и непрофессиональным.

Грамотней было бы, чтобы профильные объекты не являлись альтернативными интегрированным дисциплинам, а как бы наслаивались на них. Проще говоря, у учащегося к обязательному набору предметов, вдобавок, была бы возможность и нужда выбора определенного количества профильных предметов для того, чтобы подготовиться к будущей профессии. Что это дает? Широкие возможности для обучающегося, который сможет изменить свой выбор не только во время учебы, но и после выпуска из школы.

Тенденция лишения понятия о какой-либо деятельности, гарантирующей выживаемость

Заостряем внимание, что учащихся городских школ лишают уроков труда, на каких они бы научились пользоваться инструментом, они не узнают о сельском хозяйстве, способном их прокормить, их не привлекут к общественным работам. Это крайне неумно! Получается, новые стандарты предлагают растить «придатков» к компьютеру, которые зависят от наемного труда зарубежных работодателей. Детей, какие в нештатных ситуациях просто не выживут из-за своей неприспособленности. Нужно давать возможность реализовать все заложенные в человеке надобности. Человек – это намного больше, чем просто интеллект.

Педагогические советы ФГОС: для чего они создаются

Педагогический совет (педсовет) – это всегда действующий коллегиальный орган самоуправления, состоящий из работников педагогического состава. Это консилиум профессиональных педагогов по вопросам образования. В этап внедрения ФГОС проблема повышения качества образования стоит довольно остро, поэтому на педагогических советах решается масса актуальных вопросов.

[embedded content]

В условиях введения новых ФГОС назревает необходимость организации педагогических рекомендаций в формате, предоставляющем каждому педагогу возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство, проявить индивидуальность, принять участие в совместной мыслительной деятельности, устремлённой на организацию работы школы ( другого образовательного учреждения) и повышение качества педагогического процесса. Педсовет занимается рассмотрением и решением основных проблем учебно-воспитательной работы учебного заведения.

Одной из основных целей педагогических советов в 2019 году является обеспечение вступления ФГОС НОО и ФГОС ООО. Чтобы данная цель была воплощена в жизнь, педагогический коллектив должен решить задачу по обеспечению реализации ФГОС на этапе начального образования и реализации планомерного перехода к освоению новых стандартов в основной школе.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *