Дефицит вагонов железнодорожникам не грозит

0

При нынешних ставках аренды полувагонов (возле 500 руб. в сутки) и конъюнктуре рынка закупки новых полувагонов в России останутся на низеньком уровне, говорится в презентации «Сбербанк CIB» «Транспорт. Тенденции рынка грузовых железнодорожных транспортирований» от 17 марта 2016 г. (есть в распоряжении «Ведомостей»). По оценкам банка, в этом году будет закуплено возле 20 000 полувагонов, а списано старых – 57 000 (всех типов маневренного состава – 60 000). В июле – августе на пике спроса может возникнуть дефицит образцово в 10 000 полувагонов, но к концу года он сойдет на нет, ожидают эксперты банка. Впрочем, дефицит повергнет к росту ставок аренды полувагонов, прогнозируют аналитики. Подорожание активизирует ремонты вагонов из нерабочего парка и закупки новоиспеченных, прогнозируется в презентации.

«Мы ожидаем плавного роста ставок на полувагоны в 2016 г. уже с весны, но не исключаем сценария скорого роста и последующего падения из-за избыточных закупок новых вагонов», – говорится в презентации. Рост ставок сделает покупку новоиспеченных вагонов экономически окупаемой только в конце 2016 – начале 2017 г.

Ставки аренды вагонов придерживаются на рекордно низких уровнях с прошлого года. О том, что реновацию парка может гарантировать ставка около 830 руб. за вагон в сутки, говорилось еще год назад на совещании, какое провел премьер Дмитрий Медведев на Тихвинском вагоностроительном заводе. Ожидалось, что массовое списание вагонов и последующий дефицит с ростом ставки аренды потребует решение правительства запретить эксплуатацию вагонов, срок службы каких продлен с 2016 г. «При принятии такого решения начнутся серьезные кризисные явления с дефицитом маневренного состава для перевозок летом или осенью следующего года. Местами это будет напоминать крушение», – говорил в 2015 г. в интервью «Интерфаксу» председатель совета директоров Первой грузовой компании Александр Волошин.

По расчетам «Сбербанк CIB», в 2015 г. всеобщей количество вагонов на сети РЖД уменьшилось на 84 000 шт. (осталось 1,1 млн вагонов). «Infoline-аналитика» прогнозирует, что в этом году будет скатано 111 000 вагонов, в 2017 г. – 73 000.

Но пока участники рынка нехватки вагонов не ожидают. Об общесетевом дефиците парка говорить рано, отмечает представитель НП «Рекомендация операторов железнодорожного транспорта». «На отдельных дорогах в пиковые этапы возможны перебои с предоставлением вагонов, но многое будет зависеть от решений РЖД, связанных с расшивкой узких пунктов инфраструктуры, сокращением количества брошенных поездов, беспрепятственным курсированием порожних вагонов», – объясняет представитель партнерства. Надобность грузоотправителей в парке сейчас полностью удовлетворяется имеющимися на рынке вагонами, даже после списания престарелого подвижного состава и без учета строительства нового, говорит директор по логистике СУЭК Денис Илатовский. Он помечает, что за последние три года скорость оборота вагонов на сети выросла на треть благодаря улучшению технологий РЖД. В частности, внедрена консолидация и обезличивание порожнего парка на припортовых станциях, движение грузовых поездов по расписанию и др. «За заключительные два месяца ускорение порожних рейсов составило еще около 20%», – помечает Илатовский.

Грузооборот на один полувагон за последние три года вырос на 14%, помечает и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Таким образом, потребность в полувагонах за это пора сократилась примерно на 4% при росте грузооборота на 10%, указывает он. Потому в 2016 г. рынку будет достаточно около 450 000 полувагонов (на крышка года на сети было 513 400) благодаря росту эффективности и увеличению части инновационных вагонов, заключает Бурмистров.

Эксперты «Сбербанк CIB» считают, что в этом году будет закуплено возле 20 000 вагонов. Оценка Минпромторга – 40 000 вагонов. Приобретение новоиспеченных вагонов станет для операторов целесообразным, когда это будет эффективнее, чем эксплуатация престарелых, аренда или приобретение бывших в эксплуатации, подчеркивает представитель «Совета операторов железнодорожного транспорта».

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *