Директорам унитарных предприятий ограничат зарплату законопроектом

0

Принятие закона, предписывающего, что зарплата топ-менеджера госструктуры не может превышать посредственную зарплату сотрудников более чем в 8 раз, – весьма своевременный шаг, говорят эксперты базара труда. «В условиях кризиса обострилась проблема неправильного распределения заработных плат в организациях», – констатирует Александр Сафонов, ныне проректор РАНХиГС, а в прошедшем один из разработчиков новой системы оплаты труда, принятой в 2008 г. Дело в том, что правительство уже неоднократно пыталось ограничить жалованье высшего руководства госучреждений и госпредприятий. Начали с госучреждений, в прошедшем году правительство взялось за государственные унитарные предприятия федерального подчинения (ФГУПы), а сейчас хочет ограничить доходы топ-менеджеров государственных унитарных предприятий регионального подчинения (ГУПы) и муниципальных унитарных предприятий (МУПы). Закон, сообщает Сафонов, имеет большую силу, чем постановления правительства, и Счетная палата сможет немало жестко реагировать на любые его нарушения. Это не просто поможет ограничить зарплаты глав разных ведомств, но постепенно создаст культуру более прозрачного распределения зарплат. «Ведомости» попытались выяснить, каковы шансы принудить топ-менеджеров госпредприятий умерить свои аппетиты.

История вопроса

Впервые выговор об ограничении зарплат руководства госструктур зашла в 2007 г., вспоминает Сафонов. Тогда, повествует он, еще действовала созданная в 1992 г. единая тарифная сетка зарплат (ЕТС). Еще в начине 2008 г. она предусматривала деление всех работников на 18 разрядов по сложности труды и уровню квалификации (за исключением госслужащих высшего уровня в ранге замминистра, министра). Пролетарии профессии относились к 1–4-му разрядам, инженерные работники и госуправленцы посредственного звена – к 6–13-му разрядам, а чиновники высшего уровня – к 14–18-му разрядам. При расчете зарплаты хватали МРОТ и применяли к нему тарифный коэффициент от 1 до 4,5 (например, оклад по 18-му разряду составлял 19 500 руб.).

Кого коснутся изменения

По этим Федеральной налоговой службы, в России на 1 января 2016 г. зарегистрировано 23 262 унитарных предприятия.

Но ЕТС регулировала лишь оклады, но не премии. Поэтому жалованье не было «стандартным». Оклады зависели от подчинения организации, а в кой-каких случаях различные надбавки («за выслугу лет», «за напряженность труда», «за труд с секретными материалами») в 10 и более раз превышали ставки ЕТС. «Руководители сами начисляли себе премии. И эти премии могли доходить до 1 млн руб. при МРОТ в 4500 руб.», – повествует Сафонов. А Игорь Гейц, эксперт по вопросам заработной платы и основной редактор журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги», вспоминает, как Счетная палата вскрыла в крышке 2000-х гг. факты начисления многомиллионных премий в учреждениях здравоохранения и ЖКХ.

Ситуация была так вопиющей, что в Минтруде взялись за разработку новой системы оплаты труда госслужащих, вспоминает Сафонов. По его словам, авторы измерили из тогдашних возможностей бюджета и мировой практики. И 5 августа 2008 г. вышло постановление правительства № 583 о вступленье вместо ЕТС новой системы, где говорилось, что оклад руководителя госучреждения не должен превышать пять посредственных зарплат сотрудников. А в 2012 г. постановление правительства установило предельное соотношение зарплат глав и работников как «восемь к одному», что, по словам экспертов, в большей мере отвечало международным стандартам. Слово «оклад» заменили на слово «зарплата», что надлежит было означать, что при расчете предельного соотношения зарплат учитываются не лишь оклады руководителей, но и их премии.

Атака на унитарные предприятия

Однако постановление правительства не прикасалось унитарных предприятий и менеджеры высшего звена многих ФГУПов имели доходы, в десятки раз превышающие зарплаты сотрудников, сообщают эксперты. Например, в 2013 г. на сайте ФГУП «Росморпорт» был опубликован отчет о доходах руководства компании (сведения за 2014 и 2015 гг. в отворённом доступе не найдены), где сообщалось, что личный доход Андрея Тарасенко, гендиректора предприятия, составил за год 1,3 млн руб. А его заместитель Виктор Ванюков продекларировал 10,3 млн руб. Подобный же отчет о доходах руководства опубликовало в 2014 г. ФГУП «Космическая связь» (за 2015 г. сведений нет). Из него вытекает, что Юрий Прохоров, гендиректор предприятия, за год получил 8,3 млн руб., а главный бухгалтер Алена Луцкая – 9,8 млн руб. Доходы менеджеров определялись тем фондом оплаты труда, какой им удавалось выбить из курирующего министерства или из правительства.

Следующее постановление правительства об условиях оплаты, вышедшее в январе 2015 г., коснулось ФГУПов. Они вдогонку за госучреждениями должны были установить предельное соотношение зарплат глав, их заместителей, главных бухгалтеров и работников не более 8. А новый законопроект, поданный в Госдуму в 2016 г., разболтал эти требования на государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды и территориальные фонды медицинского страхования. Он, кроме того, обязывает учредителей (страна) размещать информацию о среднемесячной зарплате руководителей на официальных сайтах предприятий или на сайтах госорганов.

Кто в лес, кто по дрова

«Ведомости» разослали требования в 10 ФГУПов, 10 ГУПов и 10 МУПов. Однако комментарии предоставили лишь два предприятия. В ГУП «Петербургский метрополитен» сообщили, что соотношение уровней оплаты труда руководства и работников на предприятии сейчас существенно ниже предельного восьмикратного смыслы, а индексация зарплаты производится по единому коэффициенту для всех работников, вводя руководство. А представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ответил, что предприятие будет обязано выполнять заявки закона, как только он появится, и что оклады руководителей, специалистов и рабочих рослой квалификации на предприятии никогда не отличались в десятки раз. Однако среднюю зарплату работников «Водоканал Санкт-Петербурга» наименовать отказался.

По мнению Бориса Славина, профессора кафедры бизнес-информатики Финансового университета при правительстве России, верно посчитать соотношение зарплат трудно из-за общей непрозрачности системы оплаты труда: госслужащие помимо окладов, какие растут по мере восхождения по иерархической лестнице, получают надбавки за добавочные обязанности. Однако четких официальных правил, кому какие надбавки ставить, не существует, поясняет эксперт.

Проблему эксперты видят и в слабом контроле. До сих пор не созданы механизмы ведомственного и вневедомственного контроля за исполнением постановлений правительства о зарплатах глав, говорит Сафонов. Отсутствие контроля будет тормозить и внедрение нынешнего закона о предельных зарплатах руководства, находит он. Но самая большая проблема в том, что право утверждать перечни организаций, на какие распространяются предельные размеры соотношения зарплат, отдано на откуп региональным волям и органам местного самоуправления, а значит, каждый губернатор будет решать проблема по-своему, полагает Гейц. Такой же пункт в постановлении 2015 г. в касательстве ФГУПов привел к тому, что многие предприятия новые правила проигнорировали.

«Большинство предприятий прикреплены к различным министерствам и получают столько денег, сколько их министерство выбило из правительства», – объясняет он. В итоге у всех различные зарплаты, надбавки и премии. А некоторые ФГУПы имеют статус рослее министерств и получают особые условия напрямую от правительства, добавляет Сафонов. В России назрела нужда создать единый документ по зарплатам в госструктурах, которому подчинялись бы все организации в равновеликой степени, считает Гейц. Пока такого документа нет, никакие промежуточные постановления и законопроекты о зарплатах трудиться не будут.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *