Доля пустых площадей на торговых улицах Санкт-Петербурга снизилась почти вдвое

0

В прошедшем году были построены вторая очередь ТРК «Питер-Радуга» и первая очередность аутлет-центра Outlet Village Pulkovo от компании Hines, всего 43 700 кв. м, уточняют в JLL. Это минимальный результат с 2010 г., а единственным масштабным торговым объектом, который отворится в этом году в Петербурге, будет «Охта молл» (148 000 кв. м), прогнозируют эксперты компании.

Мода для экономных

В крышке прошлого года активность проявили арендаторы сегмента fashion. Этому содействовал ввод торговых комплексов, ориентированных именно на продавцов одежды, обуви и аксессуаров. Несмотря на то что среди арендаторов, затворивших магазины в IV квартале 2015 г., более половины тоже пришлось на этот сегмент, в безотносительных цифрах fashion-ритейлеры открыли магазинов больше, чем закрыли (34 300 кв. м против 21 900 кв. м), высчитал Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований JLL в Петербурге.

Но если в Москве в течение года на базар вышло около 20 новых международных fashion-брендов, ранее не представленных в России, то в Петербурге итого 2–3 дебютанта, рассказывает Вероника Лежнева, директор департамента изысканий Colliers International в России. По ее словам, на рынок пришли компании, ранее развивавшиеся в Москве: Uniqlo, CCC, Pimkie, Conte of Florence, La Fee Maraboutee, UNOde50. Лежнева добавляет, что в основном новоиспеченные бренды работают в среднем ценовом сегменте и ниже среднего. Она ожидает, что в этом году в Петербурге продолжится «осмотрительное развитие» fashion-операторов, которые будут ориентироваться на качественные торговые середины, а также продолжится развитие сегмента продуктовых сетей и общественного столы.

Снижение платежеспособного спроса привело к перераспределению статей потребительских расходов в прок продовольственных товаров, что стало стимулом для развития гипермаркетов, отмечают эксперты «Colliers International Санкт-Петербург». Наиболее деятельными игроками в течение последнего года были продуктовые сети: K-Ruoka, новоиспеченная сеть оптово-розничных гипермаркетов «Ряды». По данным Colliers, за прошлый год в Петербурге было отворено восемь гипермаркетов суммарной площадью около 90 000 кв. м. На 2016 г. запланированы открытия у сетей «Линии», «Лента», SPAR.

Невеселые прогнозы

По оценке JLL, по итогам 2015 г. в качественных торговых серединах Петербурга было вакантно 6,8%. Максимальная ставка на конец прошедшего года составила $1200 за 1 кв. м в год (в конце 2014 г. – $1500 за 1 кв. м в год), отмечают в JLL. Люд реже ходили в магазины. Потребительский трафик в петербургских торгцентрах в 2015 г. убавился на 2,7% по сравнению с 2014 г., свидетельствуют данные Watcom Group.

Прошедший год был хуже 2014 г., а 2016-й будет хуже 2015 г., прогнозирует Максим Левченко, правящий партнер Fort Group (у компании 10 торговых комплексов всеобщей площадью 500 000 кв. м). У людей нет денег, это отражается на торговле, работать с арендаторами сделалось в разы сложнее, рассказывает он. «В рублях обороты у Fort Group к прошедшему году не сократились, но мы находимся в постоянном диалоге с арендаторами по долгосрочным соглашениям», – говорит Левченко. По его словам, у ритейлеров серьезно снизилась маржа и если ранее управляющая компания заключала договор на 10 лет вперед, то сейчас обстоятельства могут пересматриваться регулярно. Единой арендной ставки больше нет – в основном плата зависит от витка, а арендная нагрузка колеблется в зависимости от места и сегмента. Например, у fashion-операторов она не может быть больше 20%, иначе магазин просто закроется, рассказывает Левченко. Однако Fort Group, по его словам, удалось вычесть размер вакантных площадей на минимальном уровне, всего 2–3% по итогам прошедшего года.

У «Адаманта» (управляет в Петербурге 22 торговыми комплексами) заполняемость рослее, чем в среднем по рынку, а в некоторых комплексах даже есть лист ожидания, сообщает представитель девелопера, не называя цифр. «Адамант» тоже применяет индивидуальный подход к арендаторам: «Для каких-то категорий ставки повышаются, для иных могут быть снижены».

В крупнейшем торговом комплексе Петербурга – ТРЦ «Галерка» – в прошлом году пустовало 2–2,5% площадей, в начале года этот показатель снизился до 1,5%, повествует представитель «Галереи». Он добавляет, что в прошлом году «Галерею» посетило немало 25 млн человек, это в 5 раз больше, чем население самого Петербурга, а в январе и феврале этого года посещаемость вытянулась на 2 и 3% к первым месяцам 2015 г. соответственно. В ближайшее время в «Галерке» в новом формате после реконструкции открывается самый большой в России лавка Reserved (около 2000 кв. м), увеличил площади в 2 раза «Рив гош».

Фактор пункты

Доля вакантных площадей в стрит-ритейле на основных торговых улицах Петербурга к крышке прошлого года достигала 6,7%, но за два последних месяца 2015 г. она сократилась на 1,5 п. п., высчитали эксперты JLL. По их оценкам, лучше всего обстояли дела на Садовой улице – там в течение IV квартала 2015 г. степень свободных помещений изменился с 15,7 до 8,8%, а ставки аренды подросли. Верхняя рубеж ставок на Владимирском и Московском проспектах, а также на Большой Конюшенной улице за IV квартал 2015 г. возросла на 8–10%. Максимальные ставки на Невском за год выросли на 4% до 7500–12 500 руб. за 1 кв. м в месяц (эти JLL).

Помещений на рынке за последний год стало ощутимо больше, арендодатели готовы к переговорам и уступкам, повествует партнер сети пекарен на условиях анонимности. Владельцы магазинов соображают, что лучше договориться, чем держать помещения пустыми. Но на объекты в хороших пунктах площадью до 60 кв. м спрос остается большим, добавляет собеседник «Ведомостей».

В сегменте fashion многое зависит от выхода на базар удачного помещения, считает Анна Лапченко, руководитель направления стрит-ритейла JLL в Петербурге. Если сходятся требования по локации, качеству площадей и цене, бренды не готовы упускать такую возможность. Недавно JLL затворила сделку с брендом нижнего белья Eres, входящим в группу Chanel, приводит образец Лапченко. Оператор занял помещение на Невском проспекте, по соседству с лавкой Chanel. В последние недели февраля, по оценке Лапченко, активность арендаторов по розыску помещений увеличилась, лидерами были продуктовые магазины, кафе, рестораны и банки. А вот в сегменте fashion выговор об активной экспансии не идет. Активизацию спроса она связывает с сезонностью базара: цель операторов – найти качественные площадки сейчас и успеть отвориться к лету.

Продуктовые ритейлеры интересуются помещениями площадью 350–1000 кв. м, в каких имеются необходимые мощности и зона загрузки товара, там, где отсутствует мощная конкуренция со стороны гипермаркетов, рассказывает Лапченко. По ее словам, за такие помещения операторы могут буквально биться. Победителем выйдет тот, кто готов предложить уже арендодателю наиболее привлекательные обстоятельства.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *