Как появилась и во что выросла интернет-мультипликация

0

Как и в истории возникновения анимации в нашем вселенной, в истории интернет-анимации очень сложно определить точную дату появления мультипликации.

В конце концов, мигание курсора на экране чёрно-белой ЭВМ тоже можно находить анимацией. Поэтому, в контексте данной статьи будем рассматривать только анимацию, которая целенаправленно появлялась как интернет-проект.


После появления формата gif (Graphics Interchange Format) многие пользователи ПК (каких, в 1987 году было не так уж много) попробовали сделать свои «гифки» или попросту короткие анимации.

Первой из них была имитация старой игрушки, с которой многие связывают появление мультипликации как таковой. Эту анимацию использовали для демонстрации возможностей нового формата и, скорее итого, именно она первой попала в интернет.

Но пользователей всемирной сети в те времена было не много, поэтому, долгое пора, никто даже не задумывался о коммерческом мультяшном интернет-проекте. До появления рекламных web-баннеров в 1994 году, анимационный формат не был мощно востребован.

Именно реклама стала главным двигателем web-анимации на ближайшие годы. Хотя, наверное, двигаетель — чересчур громкое слово. Формат и скорость интернета устанавливали свои ограничения и дальше создания баннеров на 3−4 (а лучше 2) кадра дело не двинулось.

Лёд тронулся ближней к концу девяностых, когда компания Adobe выпустила программу Flash, представлявшую собой мощный, по тем временам, графический редактор со встроенным стилем скриптов.

Меню страниц, всплывающие окна, баннеры, курсоры — всё стало анимированным.

На флеше стали писать игры и мастерить целые сайты, например сайт группы Infected Mushrooms.

В этот же период зародилась и интернет-анимация как культурный феномен.

Новоиспеченный редактор дал возможность делать не просто гифки из 2−3 слайдов, но и полноценные мультики с озвучкой и динамической камерой. Начали являться первые web-аниматоры и студии интернет-анимации, такие как Joe Cartoons.

Или Mondo Media.

А в странах бывшего СНГ появились свои авторы, такие как bedlamru, сделавшие «Титаник на гармошке».

Однако, основной маскот web-мультиков того времени, конечно же, «Масяня» Олега Куваева.

Мультфильмы представляли собой сатиру на российскую питерскую реальность 90-х годов и, в то время, смотрелись очень актуально и смешно.

Вслед за успехом «Масяни» автор начал рисовать «Магазинчик БО» — этакий русский «Рик и Морти» тех пор, рассказывающий о компании друзей, у которых поселился инопланетянин.

На волне успеха анимационных проектов появились и другие интернет-аниматоры, коих сделалось к концу нулевых великое множество. 

Однако именно русские интернет-аниматоры поднимали темы, которые было не зачислено поднимать на ТВ, отличались своей самобытностью и новаторством. 

И, если, среди западных проектов, наиболее популярным был «Кот Саймона», повествующий простые забавные истории, то в СНГ-сегменте наибольшую популярность имел «Mr.Freeman», в жёсткой форме срывающий покровы с политических, экономических и социальных институтов современного общества. 

Да и для тех, кому о строе общества думать ещё рано были свои популярные работы, так «School 13».

А вот что общего было у русской и иностранной web-анимации, так это проблемы с финансированием. Мультики имели огромную популярность, но не окупались, а буквальнее, попросту не зарабатывали. 

Почти вся продукция с изображением любимых героев была пиратской. 

Западные flash-аниматоры нулевых годов со порой начали продавать свои работы на кабельное ТВ, открывать лицензионные магазины сувениров. Куваев начал вести мастер-классы. Но, имена большинства русских flash-аниматоров позабылись в десятые годы. И, если на западе интернет-анимация оказала огромное влияние на всю мульт-индустрию, то в СНГ она, по итогу, прошла незамеченной (Если, разумеется не считать собственное производство телеканала 2×2).

Западные авторы смогли отлично реализовать схемы краудфаундинга (народное финансирование сквозь интернет), получать доход с авторских магазинов, заключать контракты с телевидением. 

Как результат, сейчас, на западе существуют невообразимо успешные авторские проекты, успешные не только экономически, но и как произведения, несущие культурную ценность. 

Например Harry Partridge.

Или Steve Cutts.

В СНГ дела обстоят сложнее — имеется проекты несущие в себе культурную ценность, а есть проекты, которые имеют экономический успех. И, к сожалению, это, по вящей части, разные проекты (хотя, конечно, всё спорно и всё меняется со временем). 

Конечно, периодически они участвуют в различных коллабах, но не припомню, чтобы реально «выпалило» что-то авторское некоммерческое, такое как, например, Animation Descks.

Намного больший успех имеют youtube-проекты, образа «Dobryak» или «Мирби».

Данные проекты представляют собой скорее слайдшоу, чем полноценную анимацию, имеют минимальную детализацию, как правило, нет пол или они примитивны, но, зато, видео выходят регулярно и в них поднимаются темы близкие школьникам, которые являются основной YouTube-аудиторией, что провоцирует рост популярности.

И да, я ничего не имею против, в той же «Розовой Пантере» была примитивная рисовка пол и простые персонажи. Но, даже по мнению многих поклонников творчества того же Добряка, это профессионал своего дела, какому осознанно приходится делать плоские мультики для школьников, потому что другое «не стреляет».

Тут и возникает парадокс, в котором я до сих пор не разобрался. Отчего западные web-аниматоры могут выдавать контент, который имеет культурную ценность и популярность, а наши популярные web-проекты имеют цивилизованную ценность только как факт того что они существуют? В них не найти интересных сюжетов, режиссёрских приёмов, да даже просто уникальных самобытных фишек и задумок — попросту конвейер.

Я сам занимаюсь авторской анимацией и, если вы знаете ответ на этот вопрос — рад буду услышать ваше суждение. Сейчас я рисую мультфильм о единственном выжившем в межпланетном крушении космонавте и очень бы хотел разобраться в феномене непопулярности взрослой web-анимации в России, прежде, чем закончу труд.

[embedded content]

Статью для вас приготовил независимый мультипликатор Василий Свежий, у кого есть возможность и желание, поддерживайте мою труд на патреоне. До встречи!

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *