Как пройти через губернатора

0

В нынешней ситуации экономической и внешнеполитической неопределенности сделалось популярным строить различные прогнозы, пытаться представить будущее края. Но развитие России невозможно без развития регионов, каждого из них. Какие долгосрочные мишени ставит перед собой руководство субъектов РФ? В поисках ответа на этот проблема мы решили оценить региональные инвестиционные стратегии. Их наличие – одно из того минимального комплекта условий, которые должны быть созданы для инвесторов в каждом субъекте.

Структурно разработка стратегии делится на несколько этапов: разбор текущей ситуации, определение целей и показателей их достижения, планирование мероприятий, какие приведут к достижению этих целей.

Некоторые стратегии неточны даже «тут и сейчас» – такое впечатление, что их писали по учебнику экономической географии, изданному до 1990 г. Так, кое-где как перспективные фигурируют уже выработанные или близкие к истощению месторождения.

Отдельный рисуют картину будущего очень радужными, но расплывчатыми мазками – «авангардный регион», «лидерские позиции», «инновационный вектор». При этом цифры целевых показателей описывают факторы, не совершенно совпадающие с этой картинкой. Наиболее мягкий пример – когда инвестиционная стратегия, устремлённая, по сути, на привлечение прямых инвестиций в экономику, декларирует своей измеримой мишенью «увеличение годового объема инвестиций в основной капитал» (Республика Адыгея). Этот показатель гораздо легче рассчитывать, но львиная его часть отражает не результаты привлечения инвесторов, не создание новых предприятий и новоиспеченных рабочих мест, а замещение амортизированного оборудования.

Иногда при достоверном разборе текущей ситуации и обоснованных целях мы видим слабые планы мероприятий по их достижению или даже отсутствие. То кушать куда и откуда двигаться – понятно, а как – еще только предстоит решить. В Ярославской районы, к примеру, инвестиционную стратегию утвердили еще в июле 2014 г., план же ее реализации до сих пор в стадии проекта.

Вообще планирование конкретных мер – одна из наиболее немощных сторон региональных стратегий. Часто мероприятия очень неконкретны, как, так, «совершенствование нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности районы с целью создания комфортных условий для реализации инвестиционных проектов» (Амурская район). Иногда вместо задач стратегического развития описывается штатная функциональная деятельность ведомств. И если «содействие индустриальным предприятиям в продвижении производимой продукции на внешние рынки», которое надлежит привести к «увеличению товарооборота с зарубежными странами» (Адыгея), хотя бы выглядит имеющим касательство к стратегическому развитию, то «функционирование специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности» (Амурская район), очевидно, не является стратегической задачей даже для его системного администратора.

У кой-каких регионов возникают проблемы с определением основных векторов развития. Так, Республика Алтай в своей инвестиционной стратегии разрешила сосредоточиться на 23 приоритетах. Думаю, с таким количеством приоритетов сложно мерно распределить ресурсы и достичь поставленных целей.

Достаточно часто при наружно неплохой подготовке каждого из блоков в отдельности мы видим отсутствие целостности стратегии, рассинхронизацию по оси: «разбор ситуации – видение будущего – цели – показатели – план мероприятий». Порой причиной этому формальный подход разработчиков, желание сэкономить усилия. Порой – попытка вместо последовательной работы вписаться в установленные самим себе излишне амбициозные сроки, возложив одновременное написание частей документа нескольким параллельным командам. Им стоило бы взять образец с Архангельской области, руководство которой организовало долгий, но глубокий и целостный «каскадный» процесс проработки инвестиционной стратегии, вводящий и синхронизацию ее с планами муниципалитетов, и многоступенчатую общественную экспертизу.

Если в отдельных случаях отсутствие целостности попросту бросается в глаза, то иногда, при ответственном, но неглубоком подходе разработчики могут попросту выпустить из внимания ряд ключевых факторов развития. Например, говоря об инновационном развитии, модернизации производства, высокопроизводительных пролетариев местах, они забывают об увязке планов развития с их кадровым обеспечением. Кто все это будет воплощать в существование?

Самые же продвинутые – это регионы, где стратегия увязывает инвестиционные цели не лишь с подготовкой кадров, но и с концепциями развития городских пространств, досуговой и цивилизованной сферами. Так, например, в Татарстане понимают, что людям нужно создать неплохие бытовые условия, обеспечить их инфраструктурой, создать возможности для образования и развития детей, для цивилизованного досуга.

Еще одна большая проблема связана с тем, что, как правило, эти стратегии не актуализируются. Так и остаются эти документы со престарелыми прогнозами, которые сейчас уже выглядят настоящей фантастикой. Вот что написано в живой стратегии Курской области: «В период 2013–2030 гг. цена на нефть будет быть на уровне $90–110 в текущих ценах 2010 г. В долларах США текущих лет стоимость на нефть достигает к 2030 г. $160–170 за баррель». И далее эти цифры используются для построения прогноза для экономики районы. При этом нельзя говорить о том, что Курская область – это какой-то вопиющий случай. Большинство регионов опиралось на прогнозы Минэкономразвития, сделанные до радикального изменения геополитической и экономической ситуации, но при этом не приводило ровные цитаты из текста.

Редко где региональные власти сверяют свою деятельность со стратегией. Из симпатичных исключений – Хабаровский край, где на инвестиционном портале размещен отчет о реализации намеченных в стратегии планов.

Значительным остается вопрос и об условиях, при которых стратегия (какая есть) будет реализована. Среди таких условий присутствие хорошего фронт-офиса, который бы «продавал» регион потенциальным инвесторам. Эту роль в регионах, как правило, выполняет специализированная организация по привлечению инвестиций. Вот уже несколько лет сряду наш «тайный покупатель» проверяет, насколько там открыты к сотрудничеству и полезны для инвестора. Если в начине наших наблюдений претензии к работе сотрудников корпораций развития были практически повсеместными, то сейчас это уже точечные, не системные проблемы. Тем не менее они кушать, и обидно, что зачастую реальные усилия глав регионов сводятся на нет безалаберностью и непрофессионализмом конкретных исполнителей.

В Приморском и Краснодарском кромках, Кировской, Пензенской и Самарской областях, узнав о небольших – по их меркам – объемах предполагаемых инвестиций, разом теряли интерес. «Даже не пытайтесь. Приходили серьезные люди в регион с проектом больше миллиарда, и то им квоты не дали. А у вас всего 320 млн руб.» – так встретили и коротали потенциального инвестора в Корпорации развития Кировской области. «Заберите ваши хотелки!» – с такими словами представитель Корпорации развития Пензенской районы вернула материалы нашему «тайному покупателю».

По-прежнему во многие специализированные корпорации невозможно прийти с улицы и даже по предварительному звонку. Нужны официальные требования, а в некоторых корпорациях развития (в Брянской области, например) честно признавались, что для основы надо «пройти через губернатора». В Санкт-Петербурге сообщили, что работают лишь с теми, кто «пришел от города, и это должны быть крупные стратегические проекты с социальной нагрузкой».

А вот что произнёс «тайный покупатель» после встречи в Корпорации развития Липецкой районы, хочется привести его фразу целиком: «Человек заряжает позитивным настроем, возбуждает желание инвестировать, не просто рассказывает, а сам горит тем, что делает. Директор корпорации не попросту рассказывает о мерах поддержки, а разжигает интерес и «продает» Липецк. После беседы с ним захотелось переехать в Липецк, чтобы там жить и работать». По-моему, это лучшая характеристика для районы.

По числу людей, которые свое будущее связывают с регионом, наверное, и стоит оценивать эффективность усилий органов власти в регионах. Но это грядущей людям нужно видеть, а еще лучше – участвовать в его проектировании. К формированию стратегии развития, на мой взор, надо привлекать представителей всех региональных элит, включая ректора вуза и основного архитектора, главного врача и художественного руководителя театра, представителей бизнеса и социальных организаций.

На какой площадке их можно объединить? Возможно, это получится у проектных офисов, какие при поддержке АСИ сейчас создаются в регионах. Это специализированные организационные штабы, задача каких – на основе лучших практик сформировать план действий по улучшению инвестиционного климата и четко вытекать каждому пункту этого плана. Во главе этих штабов высшие должностные лики регионов или их заместители. Такой проектный подход, я надеюсь, как раз и позволит наладить взаимодействие всех заинтересованных сторонок.

Автор – генеральный директор АСИ

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *