Как уральский геодезист зарабатывает на ошибках госструктур

0

Тридцатилетний геодезист Анатолий Милюков создал компанию, какая зарабатывает на ошибках в учете прав собственности. Например, администрации подмосковного Звенигорода его компания «Точка юга» помогла повысить налоговые сборы на 133 млн руб. Фирма продает геоинформационные услуги органам воли – создает интерактивные карты местности и мобильные приложения. Разработчики готовы создать для любого города или районы карту земель и зданий, и, кликнув на любой объект, можно увидать сведения о нем – о координатах, площади, собственнике, категории земель, кадастровой стоимости и облике разрешенного использования. А в базах Росреестра, говорит Милюков, много промахов – заниженная кадастровая стоимость, например, или полное отсутствие данных об объектах. Если даже одинешенек из показателей указан неправильно или отсутствует, ставку земельного налога применить невозможно, объясняет Милюков. Участок выпадает из налогооблагаемой базы, налоги с него попросту не взимаются. Деньги лежат под ногами, зарытые в неучтенной земле, сообщает он.

Услуги Милюкова адресованы губернаторам, главам муниципальных администраций и их подчиненным, каким нужно вести учет земель и недвижимости. Однако чиновников непросто заинтересовать геоинформационными услугами, потому что система выявляет непрозрачные имущественные взаимоотношения и это не всем нравится, замечает Милюков. Клиентами «Точки юга» становятся авангардные муниципалитеты или только назначенные руководители администраций, которые не знают своих владений и бедствуют в инструменте, способном повысить налоговые сборы. Систему внедрили в Звенигороде, Краснопахорском, Барвихе (это был проект, сделанный командой Милюкова в «Совзонде»), Бурятии, Перми и т. д. У компании два офиса – в Москве и Екатеринбурге, а выручка за 2015 г. составила возле 18 млн руб.

Недобор в 10 млрд руб.

После окончания Уральского горного университета Милюков восемь лет трудился по найму: сначала в проектно-изыскательском институте «Гео», потом в крупной компании «Совзонд», занимающейся аэро- и спутниковой съемкой. Занимался все той же геоинформатикой, дорос до главу отдела. Но потом он захотел начать собственное дело. И в начале 2015 г. создал компанию, наименовав ее «Точкой юга». Это геодезический термин, обозначающий ближайшую к Южному полюсу точку пересечения горизонта с небесным меридианом. Команда уже была – бывшие студенты-геодезисты уральских вузов, какие работали с Милюковым в «Гео» и «Совзонде».

Фирма состоялась благодаря случайной встрече в московском баре. Там приятель познакомил Милюкова с Константином Тюриным, бизнесменом, доцентом и преподавателем кафедры психологии РАНХиГС. У Милюкова была готовая идея для стартапа, а Тюрин согласился вложить в проект 15 млн руб. Денежки эти были потрачены на зарплаты сотрудникам, аренду офиса в Екатеринбурге. «В первую очередность меня привлекли команда, люди с горящими глазами, и социальная значимость проекта», – рассказал «Ведомостям» Тюрин. Он владеет компанией «Матрица интернешнл», какая занимается разработкой тестов для HR-отделов и профориентацией. По оценкам «Точки юга», недобор налогов в России составляет от 1 до 2% ВВП, а благодаря внедрению геоинформационных систем этот недобор можно сжать как минимум вдвое. Только по новой Москве примерный недобор налогов на собственность – 10 млрд руб., выяснила фирма Милюкова, сделав за свой счет кадастровые планы территорий, чтобы оценить масштаб промахов в базах Росреестра.

Передел в Звенигороде

Инвестиции в «Точку юга» окупились с первого же заказа на 16 млн руб., полученного сквозь полгода после старта. Найти первый заказ Милюкову помогло то, что он уже выполнял такие труды в Подмосковье, знал рынок и даже некоторых заказчиков. «Мне позвонил известный из Звенигорода и рассказал, что у них готовится техзадание на разработку единой геоинформационной системы для города и округ», – поясняет Милюков. «Точка юга» приняла участие в конкурсе и выиграла.

Разработка системы взяла несколько месяцев. Сначала аналитик компании собирал информацию в администрации города – в отделах земельно-имущественных касательств и мобилизации доходов.

Миллиардный рынок

Российский рынок геоинформационных систем демонстрирует темпы роста, сопоставимые с интернациональными, – 10–15% в год, говорит Михаил Болсуновский, первый заместитель гендиректора компании «Совзонд». Объем базара составляет $2,1 млрд. Однако из-за сокращения бюджетов госструктур рост сегмента замедлился, уточняет он.

Вытекающий шаг – создание карты. «Раньше мы покупали космическую съемку, но для этого проекта разрешили арендовать беспилотники у компании «Птера», – говорит Милюков. Съемка ведется на вышине 600–700 м, и качество снимков получается лучше, но обошлось это в 2,5 млн руб. Чтобы сбросить территорию площадью 52 кв. км, сделали 7500 снимков. Затем специалисты «Точки юга» наносят на карту координаты, какие определяются по GPS-датчикам. Данные об ошибках отправляют в Росреестр, который вносит изменения в свои документы. В истории со Звенигородом Росреестр исправил промахи через полгода. Как оказалось, около 30% данных в документах Росреестра были ошибочными. Дальше администрация шлет запрос в налоговые органы и проводится сверка с этими от налоговиков. После внедрения системы сборы налога на имущество в Звенигороде вытянулись с 101 млн руб. в 2014 г. до 234 млн в 2015 г., уточняет Милюков.

Разработки «Точки юга» помогли повысить сборы более чем в 2 раза, подтверждает Евгений Рыжов, замглавы городского округа Звенигород. По его словам, он даже рекомендовал услуги компании своему товарищу, какой стал одним из руководителей региональной администрации в Еврейской автономной районы. Такие сервисы обязательно надо использовать, считает Рыжов.

За кулисами конкурса

Другой заказ – для поселения Краснопахорское в Подмосковье – принес компании 1,7 млн руб. Пришлось трудиться с толстыми хозяйственными журналами – в 1990-х и начале 2000-х сведения об собственности заносили в них и больше всего ошибок обнаруживается в эти годы, говорит Милюков. Его специалисты выявили 1600 неучтенных аграрных участков, в том числе так называемых самозахватов.

В гостендерах уральская компания не раз сталкивалась с «Ростелекомом». Милюков рассказал, что перед торгом для Краснопахорского ему позвонили из «Ростелекома» и предложили такую схему сотрудничества: «Ростелеком» выигрывает конкурс по максимальной стоимости, а выполнить работу предлагает «Точке юга» за 70% от цены контракта, но от имени «Ростелекома». «Точка юга» отказалась от сотрудничества и победила в конкурсе.

«Ростелеком» не мастерил никаких официальных партнерских предложений компании «Точка юга», прокомментировала Ирина Жаброва, представитель компании. «Для продвижения собственных геоинформационных услуг и сервисов «Ростелеком» принимает деятельное участие в государственных и муниципальных конкурсах и аукционах», – говорит она. И приводит в образец аукцион, который проводила администрация Краснопахорского. В результате торгов стоимость госконтракта упала с 5 750 000 до 1 753 750 руб., это образец эффективного использования бюджетных средств, объясняет Жаброва. По ее словам, «Ростелеком» сотрудничает с партнерами в районы разработки геоинформационных услуг для государственных нужд: с Роскартографией, «Российскими космическими системами», «Совзондом», «Панорамой», «Айкуменом» и проч. «Точка юга» в списке партнеров сейчас не значится, уточнила Жаброва.

Карта отечества

«Ведомости» обратились с запросом в Федеральную налоговую службу (ФНС). Представитель пресс-службы затруднился оценить прок от геоинформационных инструментов, потому что ведомство их не применяет. Он добавил, что при расчете налогов на недвижимое собственность ФНС пользуется только данными Росреестра.

Недавно Милюков открыл другой офис в Москве в «Москва-сити», всего в компании работает 35 человек. У него амбициозные мишени: охватить геоинформационными услугами всю Россию и повысить годовую выручку с нынешних 18 млн до 800 млн руб. Он желает собрать и запустить в 2017 г. собственный спутник, который будет вести космическую фотосъемку. Стоимость вопроса – $5 млн, объясняет Милюков. Пока компании приходится употреблять снимками иностранных спутников, а это неправильно, убежден Милюков. Он уверен, что на его век заказов достанет. Ведь на преодоление неразберихи в кадастровом учете уйдут годы, а бизнес-модель «Точки юга» придерживается на выявлении ошибок.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *