Карьерные амбиции российских женщин заканчиваются средним руководящим уровнем

0

Рекрутинговая компания Hays с ноября 2015 г. по январь 2016 г. прочертила глобальное исследование гендерной диверсификации компаний. Авторы проинтервьюировали 12 000 респондентов из 31 края, в том числе 1685 человек из России. 58% опрошенных – мужчины, а 42% – дамы. Авторов исследования интересовало, как мужчины и женщины оценивают возможности и преграды для карьерного роста женщин в их компаниях, а также имеют ли сотрудники обоих полов равновеликие условия по зарплатам и режиму работы.

На вопросы в России отвечали сотрудники офисов интернациональных компаний, а также крупнейших отечественных компаний (80%), представители небольшого (15%) и среднего (23%) бизнеса из различных отраслей – от фармацевтики до машиностроения. Среди респондентов преобладали специалисты (39%), менеджеры и директора подразделений (30%), а также был представлен высший инструктивный состав (7%): вице-президенты, гендиректора и владельцы бизнеса. Исследователи из Hays пришагали к ряду любопытных выводов.

Несправедливость женских коллективов

Одной из мишеней опроса было выяснить, считают ли российские женщины и мужчины, что им равно платят за одну и ту же работу. И большинство респондентов говорят о равенстве: 81% мужей и 60% женщин уверены, что получают одинаковое вознаграждение, следует из этих опроса Hays. Однако на гендерные различия в оплате труда мощно влияет отрасль. Например, 73% представителей сектора профессиональных услуг (для B2B-сектора) полагают, что пол сотрудника никак не воздействует на зарплату. В IT- и телекоммуникационной отрасли, а также в производственной сфере этот показатель чуть ниже – 72 и 69% соответственно. А мощнее всего зарплатная дискриминация ощущается в секторе туризма и развлечений: лишь 53% опрошенных из этих отраслей считают, что в их компаниях специалисты обоих полов за равную работу получают равное вознаграждение. Такая же ситуация наблюдается в рекламе и медийной сфере, розничной торговле и финансовом секторе. Пол воздействует на размер зарплаты, полагают 44% опрошенных сотрудников рекламных агентств и издательств, по 38% представителей розничной торговли и сферы финансовых услуг.

Убыточное неравенство

Сообразно исследованию Глобального института McKinsey, если каждая страна вселенной начнет бороться с гендерным неравенством, к 2025 г. годовой мировой ВВП возрастёт на $12 трлн.

В отраслях, в которых преобладают работники-женщины, существует разворошив в оплате труда между мужчинами и женщинами, т. е. мужчины получают большее вознаграждение, комментирует Елена Герасимова, директор Центра социально-трудовых прав. А в сферах, где конкуренция рослее и где трудится больше мужчин (в строительстве, машиностроении, IT и др.), гендерное неравенство присутствует в меньшей степени, полагает эксперт. «Если мужей в отрасли или компании мало, это прекрасное место для проявления гендерных стереотипов. Трудится установка, что мужчина – уникальный, более ценный специалист. Поэтому мужа получают большее вознаграждение, хотя это необъективно», – говорит Герасимова.

Кроме того, отличия в оплате труда объясняются еще и тем, что на руководящих постах мужчин везде больше, нежели женщин, и чем выше должность, тем меньше на ней женщин, уверена Герасимова. Изыскание Hays это подтверждает: 85% опрошенных сообщили, что их компанию или представительство возглавляет муж. На среднем уровне, среди линейных менеджеров, мужчин меньше (61%), желая они все равно преобладают.

Причина зарплатного неравенства заключается также в том, что сами дамы при трудоустройстве запрашивают меньше и работодатели этим пользуются. По данным портала HeadHunter, мужа указывают в резюме зарплату больше: в туризме – на 11%, чем женщины, в сфере рекламы и СМИ – на 17%, в розничной торговле – на 20%, в финансовой сфере – на 27%.

Ситуация может измениться с ростом числа сотрудников дамского пола в типично мужских сферах, и процесс уже начался. По данным HeadHunter, за заключительные полгода в базах портала появилось 150 резюме женщин – машинистов электропоездов, являются женщины-охранники, в базах HeadHunter есть 50 резюме женщин-слесарей, несколько резюме женщин-дальнобойщиков. По этим HeadHunter, сейчас на 10 IT-специалистов – мужчин в одной команде может доводиться три женщины. Еще семь лет назад в таком коллективе либо вообще не было дам, либо была одна.

Нереальные цели

Согласно опросу Hays 69% респондентов мужского пустотела ответили положительно на вопрос о том, хотят ли они занять самую высокую позицию в компании. Дам с мечтой о гендиректорском кресле гораздо меньше – 55%. На женщинах возлежат семейные обязанности и заботы о детях, напоминает Герасимова. Она говорит, что дамы готовы совмещать семью и карьеру, но родительские обязанности в России все равновелико лежат в большей степени на женщине, чем на мужчине, поэтому сил на карьерные шаги у дамы объективно меньше, чем у мужчины.

Опрос Hays выявил, что женщины и мужа по-разному трактуют критерии успеха. Для 21% мужчин таким критерием является гендиректорское кресло. Дам, которые считают необходимой для успешной карьеры должность гендиректора, гораздо меньше – 12%. Верхотура карьеры для мужчин (32%) – стать владельцем бизнеса. Женщин, влекущихся стать собственником бизнеса, гораздо меньше – 22%.

Устремления женщин в большей степени связаны со средним руководящим уровнем. Так, 34% женщин находят, что достигнут успеха, если станут директорами подразделений, эта должность является пределом мечтаний лишь для 22%.

По мнению Марины Тарнопольской, управляющего партнера хедхантингового агентства «Контакт», самые вящие энтузиасты карьерного роста – девушки до 30 лет. Но с возрастом процент дам, озабоченных продвижением по службе, уменьшается. Низкий процент женщин, грезящих о высших должностях, Тарнопольская объясняет еще и большой долей в выборке респондентов из российских офисов интернациональных компаний. На позиции гендиректоров и вице-президентов обычно назначают мужчин-иностранцев из штаб-квартиры. Потому женщины и думают, что шансов занять высокую должность у них априори нет. А вот сделаться менеджером или начальником подразделения реально, говорит Тарнопольская.

Никакой политики

Основными барьерами, помешивающими женщинам делать карьеру наравне с мужчинами, являются негласные установки и стереотипы – так, о типично мужских профессиях (27%), о невозможности совмещения карьеры и семейной жития (23%), о разрушительных для карьеры вынужденных перерывах в работе (23%) и о тенденциозном отношении к женщине-руководителю (10%).

По данным Hays, 28% компаний в мире бьются с этими стереотипами с помощью так называемой политики гендерной диверсификации. Выговор идет о регламентах компаний, сколько кандидатов и какого пола брать на работу, как перераспределять нагрузки между мужчинами и женщинами, говорит Анна Пахарукова, представитель Hays. В России подобный практики почти нет. Согласно опросу Hays только 8% опрошенных заявили, что у их компаний кушать политика гендерной диверсификации.

По словам Герасимовой, некоторые российские компании предлагают сотрудницам гибкий график, подают возможность работать дистанционно и переводят молодых мам на неполное рабочее пора. Но подобные меры не являются последовательной гендерной политикой, уверена эксперт. «Компании шагают на ряд послаблений для женщин, чтобы удержать кадры, остальное их мало волнует», – уверена эксперт.

В то же пора российские женщины настроены оптимистично. Согласно опросу в мире любая вторая женщина (55%) считает, что у мужчин и женщин есть равновеликие возможности для карьеры. В России эта доля выше – 63%. Карьерные возможности дам подкрепляет дефицит квалифицированных кадров в нашей стране, объясняет Пахарукова. Если свободно место профессионала, то работодателю важнее найти специалиста и совершенно не значительно, какого пола он будет, говорит эксперт.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *