Культурная революция: чем удивит нас новый год

0

Редакция «Ридуса» подвела музыкальные итоги года. Чем запомнился с этой точки зрения минувший ковидный двадцатый, и чего ожидать в новом году, который наверняка еще нас удивит?



Отмена концертов и новые форматы выступлений




Шоу-бизнес стал одной из самых пострадавших от пандемии коронавируса индустрий. Из-за повсеместной упразднения концертов и гастролей музыканты и промоутеры по всему миру оказались лишены львиной доли заработка, а меломаны — излюбленного времяпрепровождения.




Из-за закрытия границ в Россию не приехали Clawfinger, Viagra Boys, BadBadNotGood, SWRMS, Ghostmane, IAMX, Nothing But Thieves. Целый список отмененных и перенесенных концертов и фестивалей занял бы не одну страницу.




Введенные ограничения заставили организаторов выкручиваться из позы. Так, например, появились автомобильные концерты: музыканты выступают, как обычно, на сцене, а слушатели сидят в машинах, получая звук по FM-трансляции.




Пионерами «фм-вечеринок» сделались немцы, которые умудрялись в таком формате проводить даже рейвы. Российские организаторы переняли технологию музыкального drive-in к лету. Так, так, в июле в Лужниках прошел фестиваль Live&Drive.




[embedded content]




Кроме того, в ушедшем году начали подавать онлайн-концерты. Изначально это явление преследовало исключительно гуманистические цели. Музыканты транслировали выступления из домашних студий в качестве благодарности докторам, выражая солидарность с озверевшими взаперти людьми и так далее.




Когда стало понятно, что в ближайшее время отмены ограничений ожидать не стоит, появились платные онлайн-концерты. Здесь мнения фанатов разделились: с одной стороны, «живым» выступлением этот формат можно наименовать лишь условно, никакого эффекта присутствия нет, а качественных записей концертов всевозможных групп в свободном доступе ныне достаточно. С другой — это способ помочь музыкантам не умереть с голода.




По оценке Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций, ровный убыток отрасли на конец 2020 года составил 13 миллиардов рублей.




Пришествие Spotify в Россию




Спустя шесть лет ожидания (юрлицо в РФ шведский сервис зарегистрировал еще в 2014) в России запустился Spotify. То, что пользователи этот стриминг реально ожидали, показали многочисленные мемы.




Культурная революция: чем удивит нас новый год




В конце октября востребованность сервиса в России подтвердили и в Spotify. В официальном отчете для инвесторов главы компании называют российский опыт самым успешным запуском на новом рынке за всю историю Spotify. Цифр авторы отчета не именуют, но заявляют, что в первые три месяца сервис получил столько новых подписчиков, сколько аналитики планировали получить за первоначальный год работы.




Удивительно, но вкусы подавляющего большинства российских пользователей Spotify оказались таковы, что они могли бы обойтись «Яндекс.Музыкой» или «ВКонтакте». В российских итоговых топах сервиса за минувший год — Моргенштерн, Скриптонит, Алена Швец, Slava Marlow и так дальше.




Культурная революция: чем удивит нас новый год




Мастер-класс от Пола Маккартни




Несмотря на развитие современных технологий и повсеместный интернет, заработать музыкантам помог аналоговый ренессанс. Дело в том, что стриминговые сервисы платят довольно скромные деньги.




В конце 2019 года расценки для независимых музыкантов были таковы: 0,0044 доллара за одно прослушивание трека в YouTube с подпиской Premium; в Apple Music и Spotify и того меньше — 0,0025 доллара за одно прослушивание. То имеется, чтобы музыкант заработал 2,5 доллара, его трек должны прослушать тысячу раз.




Роялти при продаже музыки на физиологических носителях выше. В этом отношении крайне любопытен пример нового альбома Пола Маккартни «III». Только за одну неделю с 17 по 24 декабря в США было реализовано 32 тысячи этих пластинок. Эта цифра не впечатляет на фоне миллионов прослушиваний в сети, но интересно другое: фактически Пол Маккартни реализовал коллекционерам одну и ту же пластинку несколько раз.




Дело в том, что среди филофонистов существует доля коллекционеров, стремящихся собрать все вероятные варианты релизов своих кумиров. На них менеджеры экс-битла отыгрались сполна.




Сначала в продаже появилось лимитированное издание, отпечатанное на заводе Джека Уайта в Детройте Third Man Records. Желтых пластинок с черными пятнами напечатали 333 штуки. Эти самые черноволосые пятна изготовлены из переработанных старых пластинок сэра Пола «I» и «II», которых, по словам Джека Уайта, понадобилось 33 штуки.




Культурная революция: чем удивит нас новый год




«Вариант-333» предлагался на предзаказе за 60 долларов. Тираж был целиком раскуплен за минуту. Сегодня на специализированных торговых площадках цена этого варианта издания стартует от трех тысяч долларов и будет лишь расти.




Культурная революция: чем удивит нас новый год




Практически одновременно в американском интернет-магазине Пола Маккартни появилось еще одно эксклюзивное издание все от того же Third Man Records в числе 3000 копий на этот раз красного цвета. В комплекте идет постер размером 30,5 × 40,75 сантиметра. Этот вариант фанаты и перекупщики смели буквально за час. На «вторичке» ныне его цена начинается от 200 долларов.




Культурная революция: чем удивит нас новый год




В европейских интернет-магазинах появилась точно такая же эксклюзивная лимитированная пластинка. Те же 3000 вручную пронумерованных обложек, алый прозрачный винил, большой постер, только напечатан на мощностях «Оптима Медиа» в Германии. Почуяв подвох, собиратели раскупали его менее охотно, однако солд-аут все же произошел.




Культурная революция: чем удивит нас новый год




Сразу после этого появился эксклюзивный релиз для самостоятельных магазинов пластинок. На этот раз белого цвета. 4000 копий для США и 3000 копий для Англии. Для американского магазина Newbury Comics изготовили эксклюзивную розовую версию, для Target — травяную, для австралийского JB Hi-Fi — синюю, а в ассоциации со Spotify — прозрачную. Почти все эти цветные варианты сегодня доступны только у перекупщиков. Официальные лавки продолжают продавать десятками тысяч неэксклюзивные версии на обычном черном виниле.




Культурная революция: чем удивит нас новый год




Нечто подобное попытались провертеть и менеджеры ACDC с альбомом PWR/UP (семь цветных эксклюзивных версий и пикчер-диск), однако такого ажиотажа достичь не смогли.




Музыка в манере киберпанк




О нашумевшей игре польской студии CD Projekt RED говорили много. Жаль, среди баталий о багах, линейности, тормозах и консолях предыдущего поколения авторы обзорных статей незаслуженно позабыли о саундтреке к игре.




Обычно в играх с разнообразным музыкальным наполнением музыка просто лицензируется. Так сделано, например, в GTA или «ФИФА». В «Киберпанке» музыкантов пригласили специально поработать над саундтреком.




Run The Jewels, Refused, Grimes A$AP Rocky, Gazelle Twin, Deadly Hunta, Rat Boy, Нина Кравиц и прочие написали для игры свои песни, а разработчики вписали их в сеттинг. Так, так, Grimes стала поп-звездой вселенной Киберпанка-2077 Лиззи Виззи, а шведские хардкорщики Refused — группой Samurai, с какой играет Джонни Сильверхенд.




[embedded content]




В интервью музыканты неоднократно отмечали, что вселенной игры соответствуют и тексты песен. Случалось, что от каких-то слов в треках доводилось отказываться, потому что те или иные политические термины там не работают.




Конечно, все 11 радиостанций Найт-сити обеспечить эксклюзивной музыкой не вышло. В отличие от трудившихся над саундтреком музыкантов, лицензированные треки выдали под реальными, а не вымышленными именами. Чак Берри, Майлс Дэвис, Джон Колтрейн, Чарльз Мингус, Декстер Гордон, Чет Бейкер, Телониус Монк — составители саундтрека отлично поработали над наполнением.




Продажи на физических носителях еще не стартовали, но, судя по цифрам предзаказов, отбою от желающих не будет.




Жажда обладания




Заинтересованность к физическим носителям стабильно растет последние несколько лет, и этот год не стал исключением. В Великобритании, по данным Британской фонографической индустрии, в 2020 году реализовали 4,8 миллиона новых пластинок. По США Ассоциация звукозаписывающей индустрии RIAA данных за год пока не выложила, но в первом полугодии на территории края было продано новых пластинок на 232 миллиона долларов. Это почти на сто миллионов больше, чем проданных компакт-дисков. Такая ситуация заключительный раз случалась в 1986 году.




Раньше во всевозможных опросах покупатели музыки на физических носителях объясняли коллекционированием, качеством звука, ностальгией и так дальше. В 2020-м у респондентов появился «новый мотив»: желание обладать физической копией любимого альбома.




Оказаться лишенным излюбленной музыки можно не только из-за интернета, но и всевозможных заморочек, связанных с авторскими правами. Осенью 2020-го подписчики Netflix сделались бурлить в соцсетях: из сервиса пропал ряд фильмов с Джонни Деппом. Некоторые предположили, что это связано с громким разводом артиста, но все оказалось куда проще: у сервиса закончились права.




Сегодня у каждой крупной студии есть собственный стриминговый сервис. Чтобы глядеть все любимые или трендовые фильмы и сериалы, одной подписки на Netflix больше недостаточно, надо подписаться на Amazon, Disney, Apple TV+, HBO GO, Hulu и так дальше.




Ровно то же происходит и с музыкой. Еще вчера в условном Tidal ты по сотому разу крутил любимый альбом, а завтра «правообладатель запретил стриминг его песен в вашем регионе». Эксперты помечают, что устойчивый рост продаж музыки на физических носителях, будь кассеты, пластинки, диски или катушки, связан в том числе и с этим фактором.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *