Могут ли российские плавучие атомные электростанции произвести революцию в развивающихся странах?

0

В то пора как Европейский Союз и Соединенные Штаты практически полностью отказались от развития ядерной энергетики в качестве будущего ключа энергии, прекратили строительство новых реакторов и постепенно выводят из эксплуатации существующие, Россия незаметно превратилась в ведущего всемирного производителя атомных станций гражданского назначения.
Недавно российская государственная атомная корпорация «Росатом» завершила стройка первой плавучей атомной станции промышленного образца и успешно отбуксировала ее в точку конечной дислокации на Дальнем Восходе, где имеются затруднения в области электроснабжения. Это событие предвещает кардинальное изменение энергетических потребностей большей части развивающегося вселенной, не говоря уже о самой России. Дополнительный плюс заключается в том, что атомные электростанции обладают нулевым уровнем выброса углеводородов, а следственно, политическая оппозиция на основе международных соглашений по климату в этой ситуации будет неприменима.
Плавучая электростанция «Академик Ломоносов» заключается из двух 35-мегаваттных реакторов, конструкция которых основана на модели атомных станций, установленных на борту многих российских атомных ледоколов, и способна гарантировать подачу 70 мегаватт электроэнергии для города с населением 100 тысяч человек. Для сравнения, типичная наземная атомная станция в США или Европе обладает мощностью возле тысячи мегаватт, что делает такие станции пригодными только для густонаселенных промышленных районов.
Реакторы меньшей мощности гораздо недороже строить, поскольку они состоят из нескольких заводских модулей, а кроме того они являются гораздо более гибкими в эксплуатации, что значительно для таких мест в развивающихся регионах Азии или Африки, где отсутствие надежного источника электроэнергии создает серьезное преграда для экономического развития. По имеющимся данным, стоимость строительства и монтажа станции «Академик Ломоносов» составляет примерно 480 миллионов долларов, то имеется около 6,9 долларов за ватт, что лишь немногим больше, чем у обычных крупных станций. Сейчас идут испытания модифицированных моделей с несколько вящей мощностью, чем у «Ломоносова», что приведет к дальнейшему снижению стоимости.
Реактор рассчитан на 40 лет работы, а затем предусматривается его буксировка на специально выстроенный объект в России для вывода из эксплуатации. Подобным образом поступают с вышедшими из строя атомными судами. Специальное судно-платформа имеет длину возле 140 метров и ширину 30 метров. Оно оснащено хорошо зарекомендовавшими себя ядерными реакторами российского производства, какие надежно использовались в течение пяти последних десятилетий для энергоснабжения крупнейшего в мире ледокольного флота.
Само корабль было спроектировано таким образом, чтобы оно могло выдержать удар цунами или даже столкновение с сушей либо иным судном. Платформа будет размещаться на специально выделенном участке в море и соединяться с сушей подводными кабелями.
Плавучие установки могут выступать в качестве когенерационных объектов (то имеется производить как тепловую, так и электрическую энергию), способных питать энергосистему и опреснять большое количество морской воды, что мастерит их весьма привлекательными для Ближнего Востока и других регионов, где имеются проблемы с пресной водой.
В сентябре «Академик Ломоносов» достиг своего пункта направления в Певеке, удаленном автономном округе на Чукотке, где к концу нынешнего года он будет зафиксирован на предусмотренной проектом точке и подключен к энергосети. На сегодняшний день это один-единственная в мире действующая электростанция с плавучим ядерным  реактором. Нельзя не признать, что это является значительным достижением России, особенно учитывая жесткие экономические санкции со сторонки Запада, действующие с 2014  года.
Плавучая станция «Академик Ломоносов» с успехом заменит существующую небольшую наземную станцию в Билибино, какая на сегодняшний день является самой маленькой и самой северной действующей атомной станцией в мире.
Идея ввести ядерный реактор на специальной барже или плавучей платформе имеет значительные преимущества. Во-первых, поскольку реакторные блоки имеют небольшие  размеры и назначены для плавучих объектов, они могут быть модульными или производиться целиком на заводе. Это дает значительную экономию по сравнению с обыкновенными ядерными установками.
Как правило, обычные ядерные реакторы приходится полностью монтировать на месте по индивидуальному проекту, что мастерит их чрезвычайно дорогими. Кроме того, сроки строительства весьма продолжительны, а в отдельных случаях они достигают 18 лет. Небольшие плавучие реакторы могут быть применены для поддержки зон с ограниченными энергетическими ресурсами. При этом нет необходимости искать большую площадку для строительства станции, удаленную от жилых массивов.
«Академик Ломоносов» был выстроен на государственном Балтийском заводе, специальном судостроительном производстве в Санкт-Петербурге, предназначенном для строительства атомных ледоколов. Затем в течение нескольких недель он перемещался на буксире из Мурманска в пункт направления в Певеке. Певек – ключевой порт на Северном морском пути. Представители компании «Росэнергоатом» заявили: «Поскольку плавучая станция будет трудиться в Певеке, это будет способствовать социально-экономическому развитию Чаунского района и Чукотского округа в целом. Кроме того, она сделается одним из важнейших инфраструктурных элементов в рамках программы развития Северного морского пути». В последнее время Россия все немало активно осваивает Северный морской путь (маршрут, соединяющий арктическое побережье России и Азию) для транспортировки сжиженного природного газа в Китай и на иные азиатские рынки.
Россия сегодня обладает крупнейшим в мире парком атомных ледоколов, хорошей производственной базой и пространным опытом, необходимым для строительства плавучих атомных станций, в которых используется тот же базовый реактор, что и на ледоколах. Балтийский судостроительный завод, одинешенек из крупнейших в России, имеет все необходимые вспомогательные подразделения: конструкторско-техническое бюро, деревообрабатывающее производство, морское машиностроительное производство, энергетическое машиностроительное производство, металлургическое производство, научно-исследовательский отдел и, собственно, судостроительную верфь.
Завершение стройки судна «Академик Ломоносов» является крупным достижением, учитывая, что материнская компания, «Объединенная судостроительная корпорация», с 2014 года есть под санкциями Минфина США из-за Украины и Крыма.
На первом этапе морские атомные станции будут строиться для труднодоступных и удаленных зон России, прежде всего для богатых полезными ископаемыми месторождений на Крайнем Севере. Кроме того, эти реакторы будут обеспечивать энергией нефтегазовые перроны на арктическом шельфе. После успешного ввода в эксплуатацию «Ломоносова» планируется построить парк плавучих станций для снабжения электроэнергией городов и поселков по всей России, а также для теплоснабжения жилых и индустриальных зданий, что открывает новые возможности для ускоренного экономического развития. Другое возможное применение таких атомных станций – энергоснабжение опреснительных установок. Сообразно расчетам, они способны обеспечить производство 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки.
Еще одним преимуществом российских плавучих атомных электростанций является тот факт, что они выпускаются на крупной судостроительной верфи с использованием проверенных методов производства, а не монтируются на пункте. В конечном итоге, по мере создания новых установок, это приведет к значительному снижению издержек, что сделает их доступными для небольших развивающихся краёв. Наконец, ядерная энергетика обладает критически важными преимуществами, которые заключаются в том, что она является бесперебойной, в отличие солнечной или ветровой. Реактор на «Академике Ломоносове», сообразно проектной документации, будет круглосуточно работать на протяжении 12 лет, прежде чем его придется заменить.
Благодаря созданию плавучей атомной станции Россия в сегодняшнее время находится в уникальном положении. Единственная страна, которая также активно разрабатывает аналогичный проект, Китай, мощно отстает от России, поскольку там работы все еще находятся на стадии проектирования. Безопасность, размеры и гибкость в работе указывают на то, что Россия сможет привнести важный вклад в мировую экономику. А для тех, кто верит в проблему выбросов углекислого газа, немаловажным аргументом может сделаться нулевой уровень CO2.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *