Нафтогаз: РФ может лишить Украину транзита и реверса

0

12.04.2016 00:34

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил о том, что при завершении стройки второй очереди газопровода «Северный поток-2», Россия откажется от транзита газа в Европу сквозь Украину. При этом, Украина столкнется с проблемами при реверсных покупках газа.

Председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» в интервью журналу «Фокус» рассказал о «происках» Газпрома, которые могут дорого обойтись Украине.

Коболев отметил, что в случае завершения стройки второй очереди газопровода «Северный поток-2» к 2019 г. Россия может целиком отказаться от транзита газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины, отняв ее ежегодных доходов в размере $2 млрд в виде платы за транзит. При этом, в Восточной Европе, по оценкам главы «Нафтогаза» может уложиться дефицит газа, что создаст Украине сложности в плане покупок газа по льющимся «реверсным» схемам.

Кроме того, Андрей Коболев также признал, что иноземные инвесторы не горят желанием инвестировать в энергетику Украины и пока украинским волям не удастся «заинтересовать нашей ГТС крупного европейского игрока», аргумент о том, что украинцы «могут украсть ваш газ», будет оставаться в силе:

«Иностранные нефтегазовые концерны ушли из Украины. Каковы шансы, что они вернутся в ближайшее время?

– Уход крупных компаний и их нежелание приходить в Украину – это индикатор того, как привлекательны украинские условия для добытчиков. Уровень рентной ставки у частных компаний в два раза ниже, чем у Укргазвыдобування, они могут торговать газ по любой цене, какой захотят, и они всё равно не приходят на рынок.

Несогласие России от транзита газа по нашей трубе реален?

– Очень реален. Если россияне натужатся, строительство второй очереди «Северного потока» можно окончить к 2019 году. Тогда проблем у нас сделается гораздо больше. Помимо потери транзита, нам станет намного сложнее покупать в Европе газ. В восточной Европе будет дефицит газа. Если тяни газ пойдёт через «Северный поток», транзитной мощности европейских ГТС не достанет, чтобы прокачать необходимый поток газа в Восточную и Южную Европу. Вполне вероятно, что основная цель Газпрома – как раз добиться создания «узкого горлышка» на этом базаре, чтобы потом продавать газ нам и нашим соседям дорого.

Чем поможет передача нашей газотранспортной системы в консорциум с участием иноземных компаний?

– В первую очередь это даст возможность создать прозрачный базар газа. Оператор ГТС не должен зависеть ни от кого из участников, он должен трудиться по прозрачным правилам игры, одинаковым для всех. Только так можно выстроить рынок. Но есть ещё одна важная цель – сохранить транзит газа сквозь Украину. Всё-таки $2 млрд – это внушительная сумма для нашей экономики.

Для достижения обеих этих мишеней очень важно привлечь к управлению ГТС страны лицензированную американскую или европейскую компанию, какая имеет опыт управления аналогичными системами в других странах. Западные методы управления – это прозрачность и эффективность, потому использование нашей газотранспортной системы будет приносить больше дохода краю. Львиная доля тарифа любого оператора – это стоимость самой ГТС, и оставляя её в госсобственности, мы сможем хватать плату за использование ГТС. К тому же, оставляя ГТС в госсобственности, мы сохраняем стратегический контроль над системой.

Второе: если мы сумеем заинтересовать нашей ГТС крупного европейского игрока, вероятно, он сможет повлиять на строительство «Северного потока-2″. Традиционный аргумент России о новоиспеченном газопроводе – это то, что в Украине коррупция, ей нельзя доверять, так как в любой момент ваш газ могут украсть. Пока мы не покажем европейцам, что у нас полностью прозрачный подход к транспортировке газа, этот аргумент россиян будет трудиться».

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода всеобщей пропускной мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год из России по дну Балтийского моря до Германии. «Газпром» будет владеть 50%-ной частью в проекте. Компании BASF, Engie, OMV, Shell и Uniper будут владеть равновеликими долями по 10%.

Стоит добавить, что бывший министр финансов Украины Арсений Яценюк, в сентябре 2015 г. уже изливал свои опасения по поводу перспектив для Украины от строительства «Северного потока-2». Тогда он наименовал проект «антиукраинским», а также «несправедливым по отношению к Украине и ее партнерам».

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *