Нелегкая судьба «Веры Фигнер»: под Пермью нашли затонувший колесный пароход

0

Историкам и краеведам Пермского кромки долгое время не давала покоя легенда о большом затонувшем корабле, лежащем на дне реки Сылва. О нем десятилетиями повествовали старожилы этих мест. Разгадать тайну вод притока Камы помогли дайверы Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО).


Очутилось, что на дне Сылвы покоится скромный труженик волжских и камских просторов — еще колесный пароход «Вера Фигнер». Богатая история корабли полна трагических и героических событий. В 1941 году его матросы помогли эвакуировать группу школьников из блокадного Ленинграда.





Пункт, где, по словам очевидцев или их потомков, когда-то затонул крупный колесный пароход, несколько раз исследовали эхолотами. Действительно, под водой залежал большой объект. Изучить его пригласили специалистов ЦПИ РГО. Для гостей подготовили настоящий лагерь с жилыми модулями, электричеством и транспортом. Труды велись на глубине 14−16 метров.




Нелегкая судьба «Веры Фигнер»: под Пермью нашли затонувший колесный пароход

© ЦПИ РГО




«Огромный — в длину 70 и в ширину 16 метров — пароход стоит на гладком киле, занесенный слоем ила толщиной в полтора метра. У судна практически отсутствует носовая часть. Мы произвели все необходимые измерения, видеосъемку. Все обнаруженные особенности — конструкция, клепаный корпус, размеры, звезда на кожухе гребного колеса, месторасположение в реке подтверждают: перед нами собственно „Вера Фигнер“. Но исследования надо продолжать, есть шанс найти какие-то детали, где обозначено название корабля, так рынду», — цитирует сайт РГО слова исполнительного директора Центра подводных исследований Сергея Фокина.




Сообразно архивным документам, первым именем парохода, построенного в Муроме весной 1904 года, стало «Екатерина». Он был оборудован и отработан по последнему слову тогдашней техники и моды. Бронзовыми деталями, зеркалами, коврами и красным деревом судно напоминало царский дворец.




Но пароход очутился «неудачником». Его владельцы обанкротились, как и Муромская судоверфь, со стапелей которого сошло судно. «Екатерина» стала последним кораблем, выстроенным на заводе.




Нелегкая судьба «Веры Фигнер»: под Пермью нашли затонувший колесный пароход

© ЦПИ РГО




Пароход купила купчиха первой гильдии из Нижнего Новгорода Мария Кашина. Она дала судну новоиспеченное имя в честь дочери — «Харитина» — и отправила возить пассажиров и грузы по Волге и Каме в Казань, Рыбинск и Пермь.




Затем грянула революция, завязалась гражданская война. «Харитина» лишилась своей богатой отделки, а в конце 1920-х годов после модернизации получила новоиспеченное имя в честь революционерки Веры Фигнер. Судно снова возило людей.




В 1941 году «Вере Фигнер» пришлось переменить белый цвет на камуфляж. Началась война. Пароход, усердно крутя колеса, перевозил раненых и эвакуированных, в числе каких оказались и ребята из ленинградской школы № 300. Судно обеспечивало перевозки Сталинградского фронта в навигацию 1942 года.




Сидела «Вера Фигнер» и после войны. Лишь в начале 1960-х ее поставили на прикол, чтобы списать на металлолом. Однако «невезучесть» сказалась и тут. В 1966 году пароход вдруг начал тонуть. Причиной могла быть течь в корпусе, вызванная ударом льдины, или неосторожная растопка котла, какой в итоге разорвало.




Камское речное пароходство решило спасти судно, но буксирный трос, продетый через назализованные клюзы, начисто оторвал нос корабля и он ушел на дно реки. Память о «Вере Фигнер» стиралась и превращалась в легенду.




Нелегкая судьба «Веры Фигнер»: под Пермью нашли затонувший колесный пароход

© ЦПИ РГО




После идентификации пароход ждет скрупулезное исследование. Его расчистят, оценят прочность корпуса, создадут 3D-модель. «Теперь следующая задача — откачивать ил, тогда можно будет пробраться в глубь конструкций и определить их сохранность. Здешняя вода довольно жесткая, металл в ней корродирует быстро. Очень значительно понять, насколько безопасны работы на этом судне, нет ли опасности, что проржавевшие борта „сложатся“», — пояснил Сергей Фокин.




В РГО надеются, что удастся возвысить наиболее интересные детали парохода — рынду, штурвал, якорь, рундуки, куски обшивки. Со временем «Вера Фигнер» могла бы сделаться историческим объектом для технического дайвинга и обучения начинающих водолазов. Поднять пароход пока не представляется возможным.




Здешние историки намерены создать экспозицию, посвященную пароходу-работяге. В ней будут представлены артефакты, поднятые с «Веры Фигнер», а также архивные документы, снимки и старинные книги. Участвовать в совместных проектах уже выразили готовность Камская археологическая экспедиция, Пермский краеведческий музей, Музей обороны и блокады Ленинграда, музей «Путь жизни».




На основе подводных и документальных съемок будет создан фильм о судьбе «Веры Фигнер». На берегу реки введут обелиск, посвященный 80-летию эвакуации ленинградцев. Его помогут сделать потомки детей, вывезенных из Ленинграда и оставшихся существовать в Пермском крае.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *