Неустойка по госконтрактам может подорожать для поставщиков

0

Изменить правила игры на базаре госзаказа в пользу самих заказчиков может решение, принятое Верховным судом в крышке марта.

В суд обратилось государственное бюджетное учреждение «Тольяттинский кожно-венерологический диспансер». В июне 2014 г. он заключил контракт с «Прогресс-строем» на капитальный ремонт ребяческого отделения ценой 2 млн руб. Сделать это нужно было за 45 дней, пеня за любой день просрочки составляла 1% от суммы контракта. Ремонт вовремя сделан не был, и заказчик потребовал уплатить 1,1 млн руб. пеней.

«Прогресс-строй» счел штраф завышенным и обратился в Арбитражный суд Самарской районы: пеня по госконтрактам определена постановлением правительства и не может быть ниже одной трехсотой ставки рефинансирования на дату платежа (приравнена к ключевой с 2016 г.).

Три судебные инстанции выносили различные решения. Кассация признала завышение неустойки нарушением. Более рослая пеня нарушает принцип соразмерности: она должна быть одинаковой как для заказчика, так и подрядчика (не немного одной трехсотой ключевой ставки Банка России), комментирует решение директор Балтийского тендерного середины Виктор Дон. Но диспансер успешно оспорил это постановление в Верховном суде. Фактически Верховный суд признал, что в постановлении правительства показана минимальная пеня и заказчик вправе установить более высокую неустойку, сообщает Дон.

Государству денег не хватает

Государство само часто не вовремя платит по контрактам. На 1 декабря 2015 г. долг по государственным и муниципальным контрактам составил 25 млрд руб., писала Генпрокуратура (копия письма премьеру Дмитрию Медведеву есть у «Ведомостей»). Основная вина – дефицит бюджетов, но бывают и преднамеренные действия заказчиков.

В прошлом году часть поставщиков, не исполняющих или плохо исполняющих обязательства, значительно выросла, говорится в мониторинге Минэкономразвития. Часть госконтрактов с начисленной неустойкой за 2015 г. выросла с 0,1 до 0,4%. Министерство объясняет это спадом производственных и торговых касательств и нестабильностью финансового положения отдельных поставщиков.

Сумма неустойки в 2015 г. вытянулась более чем в 3 раза и превысила 11 млрд руб. В условиях финансовой волатильности поставщикам было сложно выполнять контракты с ранее зафиксированными стоимостями, пишет Минэкономразвития.

Исходя из позиции Верховного суда, госзаказчик может ввести любую пеню для подрядчика – хоть 5 и даже 10% за день просрочки, продолжает Дон. На деле, вероятно, будет 0,5–1%, но и это намного больше, чем сейчас, полагает он. При этом подрядчик фактически не влияет на условия контракта: добиться изменения его проекта можно лишь до окончания подачи заявок, но поставщики в это время заняты подготовкой заявки и вряд ли будут оспаривать позы документации о закупке, говорит Дон.

Контракты после определения Верховного корабля пока менять не станем, признается закупщик одной из государственных организаций. В России не прецедентное право и из-за излишних 10 000 руб. нет смысла ходить в антимонопольную службу или суд, поясняет он. Но если такая практика закрепится в деловом витке, начнем повышать размер пени, признает заказчик.

Это вредный прецедент для бизнеса, особенно для небольшого, сообщает заместитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию небольшого и среднего бизнеса Юрий Данилов. В срыве сроков поставщик нередко не виноват, а если будут повышаться штрафы для бизнеса, пусть страна повышает и для себя, предлагает Данилов.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *