Ночь перед Рождеством: кто, как и зачем изгоняет из людей нечистую силу

0

События и явления внутренней существования Русской православной Церкви все чаще становятся предметом интереса общества и СМИ. Не остался без внимания и православный чин изгнания злобных духов, также именуемый отчиткой. Бесноватых снимают на видео, их поведение обсуждают в соцсетях и даже изображают в кино. В России отчитки проводятся немногими попами в нескольких местах, самое известное из которых — Троице-Сергиева лавра.


На отчитки регулярно приходят тысячи россиян. Одни уверены, что у них тяжкие духовные проблемы, а не обычная психическая болезнь. Другие уже обращались за помощью к психиатрам, но не получили облегчения. Некоторые приводят на отчитку своих ближних и даже детей. О том, какие смыслы и опасности таит в себе современный русский экзорцизм, «Ридус» побеседовал с популярным священником, главным редактором портала «Богослов.ру» протоиереем Павлом Великановым.





— Большинство людей никогда не были на отчитках в святилище, но не раз видели сцены экзорцизма в кино. В американских фильмах актеры, обычно в роли католических священников, регулярно «изгоняют» дьявола аж с 1970-х годов. Однако в реальной существования всего лишь три священника от всей Католической Церкви имеют право заниматься экзорцизмом. Сколько людей могут коротать отчитки в России? Есть ли различия в подходах к экзорцизму между православными и католиками?




 — Здесь важно вспомнить о догматических отличиях между православием и католицизмом, причем — не поверите! — в вопросе деторождения. Дело в том, что, согласно православному вероучению, своей крестной кончиной и воскресением Иисус Христос избавил всё человечество от власти дьявола, и в таинстве крещения каждый христианин становится наследником этой победы.




Однако в католической догматической системе, наиболее ослепительно выраженной в схоластических построениях Ансельма Кентерберийского, в жизни человечества осталась своего рода «ахиллесова пята», сквозь которую человек снова оказывается доступным демоническим силам — это страстное зачатие. Именно через телесное зачатие, по твёрдому убеждению Ансельма и немало иных схоластических мыслителей, происходит «всевание демонического семени» в человеческую природу.




Данте и Вергилий наблюдают, как сатана проглатывает свой жертв, средневековый манускрипт

Данте и Вергилий наблюдают, как сатана проглатывает свою жертву. Средневековый манускрипт.




Собственно отсюда появилось неведомое православной традиции учение о «непорочном зачатии Девы Марии». С этой точки зрения, малютка оказывается под влиянием тёмных сил с самого момента своего зарождения, и если он умирает некрещеным, его душа отправляется в ад — в этом проблеме католическая догматика не допускает иных вариантов.




Отсюда и необходимость в совершении специального обряда изгнания демонов из крещаемого — даже если это ещё малютка, не успевший совершить даже малейшего греха в силу своего возраста.




Православная Церковь учит иначе, вытекая словам апостола Павла: «Честен брак и ложе нескверно». Для православной традиции в целом характерен такой взор: всё то, что было благословлено самим Богом и задумано им, не может быть само по себе «порочным» — таковым его мастерят страстные искажения, но сами по себе отношения в законном браке между любящими друг друга людьми не являются ни греховными, ни «переносчиками заразы греха».




Потому чин экзорцизма, хоть и встречается уже в древности в чинопоследовании таинства Крещения, всё же исторически был адресован ко взрослым людям с «богатой житейской историей», в которой было место и сознательным грехам, и, возможно, следствию грехов — зависимости от демонов.




Тот факт, что в православной Храмы для таинства Крещения используется чин, исторически ориентированный на взрослых, объясняет наличие в его тексте заклинаний на изгнание тёмных сил — экзорцизм. Это норма нынешней церковной жизни. Остальные же проблемы, связанные с воздействием духов на человека, в обычной приходской практике решаются сквозь участие в Таинствах Церкви — прежде всего исповеди, причащения, соборования.




Бенуа-Эрмогаст Молин, Иуда

Бенуа-Эрмогаст Молин, «Иуда».




Все сказанное позволяет постичь, почему в ряде поместных православных Церквей экзорцизм (кроме чтения молитв во время крещения) вообще не практикуется — это Александрийский Патриархат, Польская, Американская и Элладская православные Храмы.




В других церквах, как и в Русской, можно встретить частные случаи благословения особо опытных священнослужителей на совершение чина экзорцизма. Но это едва-едва ли можно назвать общим правилом. Главное внимание всё же уделяется другим способам оказать духовную помощь страждущим от злобных духов.




Следует также отметить, что в новейший период на территориях, подвергшихся влиянию безбожной идеологии, в переходные поры социальный запрос на отчитку существенно возрастал. Это было не только в России, но и в Болгарии, Сербии, Румынии, Чехии, Словакии. Однако после появления установленной стабильности эти практики фактически сходили на нет.




Примечательно, что интерес к экзорцизму чаще всего проявляют люди с магическим образом мышления, которое существенным образом отличается от христианского. Этому типу мышления свойственно механистическое понимание бытия: если где-то возникают проблемы, основное — найти «правильный ключ» к их решению, и тогда все вернётся на свои места. То есть и причина проблем, и их решение по касательству к личности человека есть нечто внешнее. И таким же внешним видится влияние злых духов, безотносительно манеры мыслей и жизни конкретного человека.








Однако христианин понимает, что, если он ведет себя в соответствии с заповедями, регулярно посещает храмовые богослужения, участвует в таинствах Храмы, исповедуется искренне у духовника, он с избытком ограждён от каких бы то ни было поползновений нечистых духов получить власть над его душой. Потому верующего во Христа куда больше волнует борьба со своими собственными страстями и грехами, чем идея найти «виновного» в его проблемах беса и того, кто сможет его «изгнать».




— Как в православной Храмы становятся экзорцистами? Нужно ли получать на проведение отчиток особое разрешение?




— Да, без благословения правящего архиерея никакие чины изгнания злобных духов не могут совершаться. 26-е правило Лаодикийского Собора 364 года* гласит: «Не произведенным от епископов не надлежит заклинать ни в церквах, ни в домах». В настоящее время в одной из комиссий Межсоборного присутствия разрабатывается документ «Отношение Русской православной Храмы к современным практикам экзорцизма», где будет подробно описана процедура получения церковного благословения на проведение чина изгнания злобных духов.




— Какие существуют правила проведения отчитки? Как должно проходить изгнание бесов?




— В практике Русской Храмы главным образом используется чин из состава молитв, надписанных именами святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста, какие вошли в состав Большого требника**. Иногда также используется чинопоследование из Требника святителя Петра (Могилы)***, какой является переводом латинского требника, что позволяет говорить об имевшейся в своё время достаточно сильной зависимости в проблеме экзорцизма не от православной, а от латинской традиции.








Примечания:




* Поместный Собор Лаодикийской Церкви, собравшийся в Лаодикии, главном городе Фригии, в Небольшой Азии, иначе называвшейся Лаодикией Ликийской. Собор составил 60 правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. VI Вселенский Собор 680—681 годов постановил принимать эти правила всей полнотой Вселенской православной Церкви.




** Требником называется сборник чинопоследований Таинств, молебнов и священнодействий православной Храмы, которые совершаются в особых случаях, по просьбе (требованию) православных христиан. Первый требник на церковно-славянском языке был перемещён святыми Кириллом и Мефодием в IX веке. Большой требник содержит последования таинств и служб в последовательности, соответствующей человечьей жизни, от крещения до панихиды по усопшим. Кроме того, Большой требник содержит последования молебнов и различных верующих обрядов: освящение различных предметов, вещей и зданий, молитвословий на разную потребу.




*** Богослужебная книга, составленная и изданная в 1645 году киевским митрополитом Петром Могилой с мишенью очистить церковную обрядность от погрешностей и заблуждений, вкравшихся в малороссийские церкви с Запада, и тем защитить православную Церковь от нареканий противников, судивших церковную обрядность в Малороссии за неполноту и неисправность. Издание стало официальным богослужебным сборником для совершения частного богослужения.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *