«Норильский никель» продает авиакомпанию «Нордавиа»

0

О покупке «Нордавиа» Кузнецовым «Ведомостям» рассказали топ-менеджеры двух российских авиакомпаний и подтвердили два ключа, близких к разным сторонам сделки. Еще один собеседник, близкий к «Норникелю», рассказал, что сделка может быть затворена сегодня, 18 марта. Кузнецов комментировать это отказался. Представитель «Норникеля» тоже.

«Нордавиа» специализируется на транспортированиях пассажиров из Северо-Западного федерального округа по России, в том числе в Москву, на черноморские и северокавказские курорты, аэропорты базирования – Москва и Архангельск. «Норникель» приобрел авиакомпанию в 2011 г. у «Аэрофлота» за $7 млн (ее долги тогда составляли $228 млн), сейчас в парке девять аэропланов Boeing 737-500. В 2015 г. пассажиропоток «Нордавиа» сократился на 4% до 727 625 человек (21-е пункт в России). В январе авиакомпания перевезла 50 120 человек (18-е пункт).

Из владельца в миноритарии

В Red Wings Кузнецов скоро останется миноритарным акционером: в январе рекомендация директоров лизинговой компании «Ильюшин финанс» (на 48% принадлежит государственной Объединенной авиастроительной корпорации) одобрил конвертацию длинна Red Wings по лизингу в 74% акций авиакомпании. Эта сделка идет, сейчас обсуждаются обстоятельства акционерного соглашения, говорят Кузнецов и представитель «Ильюшин финанс».

Собственный пока единственный авиационный актив – Red Wings – брат совладельца группы «Гута» Коваль купил вместе с инвестгруппой GHP Марка Гарбера в 2013 г. за 1 руб. (доли между ними не раскрываются). Red Wings эксплуатирует лишь российские самолеты – семь Ту-204 и пять ближнемагистральных Sukhoi SuperJet 100. В 2015 г. Red Wings повысила перевозки на 12% до 1 млн человек, в составе одной группы эти авиакомпании взяли бы 12-е место по пассажиропотоку.

Цена «Нордавиа» скорее всего символическая, так как ее длинны превышают возможности зарабатывать, говорит менеджер одной из авиакомпаний. На крышка 2014 г. долг «Нордавиа» перед банками составлял 11,8 млрд руб., еще 0,5 млрд руб. она была должна поставщикам и подрядчикам (эти «СПАРК-Интерфакса»). «Стоимость «Нордавиа» должна стремиться к нулю, так как она бездонно убыточна все последние годы, ее капитал отрицательный», – соглашается аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин.

При старом гендиректоре «Норникеля», Владимире Стржалковском, компания планировала объединить «Нордавиа» с иной «дочкой» – «Таймыр» (летает под брендом Nordstar), чтобы осуществлять транспортирования в ключевых регионах присутствия металлургического гиганта – Красноярском крае и Мурманской районы. Но этому помешала ФАС, по мнению которой слияние могло ограничить конкуренцию и «усилить доминирующее поза» «Таймыра» в том числе на маршрутах, по которым летают обе авиакомпании – между Нарьян-Маром, Архангельском и Мурманском. В 2013 г. рекомендация директоров «Норникеля» утвердил стратегию, предполагавшую продажу низкодоходных и непрофильных активов, к каким были отнесены обе авиакомпании. «Таймыр» остается у «Норникеля», говорит человек, ближний к последнему.

«Мотивы покупателя непонятны: «Нордавиа» входит в группу авиакомпаний повышенного риска, у нее довольно ограниченная маршрутная сеть, слишком большой для ее пассажиропотока парк», – помечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. «С уходом «Трансаэро» конкуренция все-таки снизилась, многие перевозчики усердствуют расширяться за счет открытия новых маршрутов, сеть «Нордавиа» дополнит сеть Red Wings», – сообщает Ганелин.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *