Новак: ТЭК России справляется с задачами и вызовами

0

В заседании зачислили участие заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, министр индустрии и торговли РФ Денис Мантуров, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный, аудитор счетной палаты РФ Валерий Богомолов, а также главы регионов и компаний ТЭК.

В своем выступлении Александр Новак отметил, что ТЭК России продолжает справляться со своими задачами, несмотря на осложнение экономической и внешнеполитической ситуации в заключительные годы. В рамках доклада глава Минэнерго РФ отметил, что одним из значительнейших событием 2015 г. в электроэнергетике, как отметил Александр Новак , стала интеграция энергосистемы Крыма в Целую энергосистему России.

Среди ключевых целей и задач Минэнерго России на 2016 год Александ Новак, в частности, отметил формирование бенчмарка российской экспортной нефти:

Передача заседания расширенной коллегии Минэнерго РФ велась на телеканале Россия-24. В целом виде доклад выступления министра энергетики Российской Федерации Александра Новака опубликован на сайте Минэнерго РФ.

Итоги труды Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2015 году. Задачи на среднесрочную перспективу.

«Уже традиционно в начине апреля мы имеем возможность обсудить итоги работы и основные задачи на ближайшую перспективу на расширенном заседании Коллегии Минэнерго России.

Я благодарю членов Правительства, членов Социального совета Минэнерго России, отраслевых экспертов и руководителей компаний, многоуважаемых ветеранов отрасли, принимающих участие в нашей работе. Нам важно ведать ваше мнение и ощущать вашу поддержку.

Прошедший год был ознаменован празднованием юбилея – 70-летия со дня Великой Победы, в какой есть неоценимый вклад энергетиков.

Я хотел бы поблагодарить руководителей компаний, ветеранов области за активное участие в мероприятиях, посбольшенных 70-летию Победы. Все отраслевые мероприятия, объединенные всеобщим названием – «Энергия Великой Победы» – прошли на рослом уровне и заслужили высокой оценки наших ветеранов, 500 из каких приняли участие в праздничных мероприятиях в Москве.

Уважаемые коллеги,

Как мы с вами ведаем, развитие отраслей ТЭК в 2015 г. шло в непростых внешнеполитических и экономических условиях: утилитарны весь год продолжали снижаться цены на основные экспортные товары. Падение цен на нефть, газ и уголь достигло 30–40%; продолжали работать санкционные ограничения на доступ к финансовым ресурсам и ряду технологий ТЭК; в связи с замедлением темпов роста всемирный экономики и сокращением спроса на энергоресурсы усилилась конкуренция на основных экспортных базарах; на внутреннем рынке спрос на энергоресурсы тоже стабилизировался в связи с сокращением индустриального производства и теплой зимой; на инвестиционные планы инфраструктурных компаний оказало воздействие и сдерживание роста тарифов ниже уровня инфляции.

Определенный смягчающий эффект в этих условиях оказала девальвация рублевки. Но мы, конечно, понимаем, что действие этого эффекта не будет долговременным, базары довольно быстро адаптируются к новым экономическим реалиям.

Поэтому Минэнерго России и компаниям ТЭК пришлось больше внимания уделять вопросам: сокращения издержек и роста эффективности своей деятельности; развития импортозамещения; розыска новых рынков и партнеров.

Хочу сразу сказать, что ТЭК России справляется с этими вызовами. Основные показатели областей стабильны и соответствуют прогнозам. Сохраняются лидирующие позиции на мировых энергетических базарах, кадровый и научно-технический потенциал, способность решать самые сложные производственные задачи. Стабильной остается ситуация на базаре труда.

ТЭК России надежно обеспечивает потребности внутренних и внешних потребителей во всех обликах энергоресурсов, одновременно оставаясь основной бюджетообразующей отраслью экономики.

Благодарю всех сотрудников комплекса, менеджмент компаний за профессионализм, самоотверженность в решении льющихся и стратегических задач, стоящих перед отраслями, а также наших коллег по Правительству, ФОИВ, законодательных органов, субъектов РФ, регулирующих и контролирующих органов. Без вашей поддержки ничего невозможно было бы сделать.

Корректировка программных документов

Уважаемые коллеги,

Одним из значительных направлений работы Министерства совместно с отраслевым сообществом в 2015 г. была корректировка стратегических документов ТЭК, вводя Энергетическую стратегию России.

Весь прошлый год мы вели эту работу с участием ведущих научных коллективов и аналитических организаций, и в октябре 2015 г. проект энергостратегии был внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

После утверждения проекта энергостратегии, Правительством будет рассмотрен тяни комплекс программных документов ТЭК, включая государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» и генеральные схемы развития областей.

Регулирование

Одной из ключевых функций Министерства является нормативно-правовое регулирование ТЭК. За 2015 год было зачислено 3 федеральных закона, 107 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, разработанных Минэнерго России, а также немало 50 приказов Минэнерго России, имеющих нормативно-правовой характер. Особое внимание уделялось снятию административных барьеров и избыточных заявок в сфере ТЭК. Я хочу поблагодарить депутатов Государственной Думы и членов Рекомендации Федерации, принимавших участие в работе над законопроектами.

Импортозамещение

Уважаемые коллеги!

В прошедшем году совместно с Министерством промышлености и торговли мы продолжили работу по снижению подневольности от иностранных технологий, материалов и комплектующих в ТЭК.

Напомню, что Минпромторгом России и Минэнерго России совместно создан ряд межведомственных пролетариев групп по различным направлениям, образован Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования, заключающийся из 13 экспертных групп по различным технологическим направлениям. Модераторами 11 групп являются компании ТЭК. Утверждены отраслевые и корпоративные планы по импортозамещению.

Ныне эта работа находится в активной фазе и уже есть первые результаты. Подготовлены первые детальные технические задания для производства некоторых аналогов импортного оборудования (насосная установка для гидроразрыва пласта на автомобильном шасси, «Непрерывная труба» и насосно-компрессорные агрегаты, телеметрические системы контроля параметров бурения при забуривании боковых дул). Ключевой текущей задачей является разработка всех необходимых технических заданий с выходом на отраслевой заказ для индустрии.

В области газотурбинных технологий определен типоразмерный ряд энергетических ГТУ малой и большенный мощности, а также создан Единый центр компетенции в области газотурбиностроения.

При реализации отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в машиностроении компании ТЭК выступают в качестве потребителей соответственного оборудования, и формируют долгосрочный отраслевой заказ. В тоже время, компании ТЭК, прежде итого предприятия нефтепереработки и нефтегазохимии, сами являются производителями продукции, способной заменить импортные аналоги на российском базаре.

В результате проведенных в 2015 году мероприятий и освоению производства катализаторов различных образов, удалось снизить зависимость от их зарубежных поставок. При общем потреблении катализаторов в Российской Федерации в объеме 46,9 тыс. тонн часть российских катализаторов в нефтепереработке составила выросла до 37,5% (31,76% в 2014 году), в нефтехимии по основным процессам – 35,7% (34,2% в 2014 году).

В 2015 году были разработаны и включены в долгосрочные программы развития всех госкомпаний ТЭКа корпоративные планы импортозамещения. Разбор их реализации показал, что доля закупок отечественной продукции составляет свыше 75%. При этом реализация корпоративных планов импортозамещения в 2015 году осуществлялась без привлечения оружий бюджета

Хочу отметить, что в 2015 году создан хороший задел в сфере импортозамещения в областях топливно-энергетического комплекса. В 2016 году необходимо продолжить планомерную труд в этом направлении.

Инновации

Ещё один важный вопрос общесистемного нрава – активизация инновационного развития ТЭК в рамках реализации разработанной Минэнерго России и утвержденной Правительством Российской Федерации путевой карты «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК» на этап до 2018 года.

Работа Минэнерго России синхронизируется с Национальной технологической инициативой (НТИ) в курсе EnergyNet, которая была обозначена в качестве одного из приоритетов государственной энергетической политики Президентом России В.В. Путиным.

Доля этой работы – формирование Прогноза научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса до 2035 года.

Мы устанавливали себе задачу на 2015 год разработать проект Прогноза. К настоящему поре эта задача выполнена. Проект подготовлен. Проведено его обсуждение с другими ФОИВ, компаниями ТЭК, научным и экспертным сообществом.

Со преходящ Советского Союза подобная работа по долгосрочному технологическому прогнозированию для мишеней системного управления инновационным развитием в отраслях ТЭК реализуется впервые.

Необходимо утвердить Прогноз в ближайшее время.

Также «дорожной картой» предусмотрена реализация в отраслях ТЭК национальных проектов, воображающих собой комплексные программы по внедрению решений в высокой степени технологической зрелости, способных дать порядочный экономический эффект, обеспечить энергобезопасность страны и снизить зависимость от иноземных технологий и оборудования.

В 2015 году Минэнерго России отобрано на конкурсной основе и утверждено четыре таких проекта.

Итого к 2018 году в соответствии с «дорожной картой» должно быть реализовано не немного 20 национальных проектов.

В связи с этим обращаюсь к компаниям ТЭК – необходимо активизировать труд по инициации такого рода проектов.

Помимо работы на уровне ТЭК в цельном идет работа и на уровне самих компаний, организованная в рамках программ инновационного развития (ПИР).

В 2015 году при деятельном участии Минэнерго были доработаны нормативные документы, регламентирующие распорядок разработки и актуализации ПИР компаний ТЭК с государственным участием. Была обеспечена увязка ПИР с долгосрочными программами развития и системами мотивации руководства компаний.

В сегодняшнее время ведется плановая актуализация самих ПИР в соответствии с обновленной нормативной базой. Необходимо завершить эту труд в первом полугодии 2016 г.

Хочу еще раз обратить внимание руководителей компаний на важность инновационного развития в ТЭК, как одного из способов обеспечения технологической самостоятельности, особенно в условиях тех ограничений и вызовов, с которыми мы сегодня все сталкиваемся.

НДТ

Одним из механизмов стимулирования модернизации, повышения энергетической эффективности, снижения экологического воздействия на опоясывающую среду, соблюдения требований промышленной безопасности является переход областей ТЭК на принципы наилучших доступных технологий (НДТ).

В 2015 году Минэнерго России совместно с организациями ТЭК сформирован распорядок перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ. В 2016 г. будет разработано 6 проектов справочников НДТ по всем областям ТЭК и проект межотраслевого справочника НДТ в области энергоэффективности.

Территориальное развитие

Перед тем, как перебежать к условиям работы отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, хотел бы отметить, что, в соответствии с основными задачами государственной энергетической политики, Минэнерго мастерит особый акцент на развитии таких территорий, как Крым, Калининградская район, Арктический регион и Дальний Восток.

Теперь позвольте перейти к детальному рассмотрению итогов работы отдельных отраслей ТЭК.

Нефтяная отрасль

Начну с нефтяной области.

Добыча

Несмотря на снижение цен на нефть, в прошлом году отмечался прирост добычи нефти и газового конденсата (+1,4 % по сравнению с 2014 г.). В области был установлен новый национальный рекорд по добыче – 534,1 млн тонн.

Благодаря задействованным механизмам льготирования, вытянулась добыча в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: в 2015 году она возросла на 7,8% по сравнению с 2014 годом и составила 63,5 млн тонн.

Добыча на континентальном шельфе возросла на 17,3% до 19 млн тонн по сравнению с 2014 годом, добыча на месторождениях с трудноизвлекаемыми резервами на 1,2%, до 33 млн тонн.

Инвестиции и бурение

Капитальные вложения ВИНК в нефтедобычу также показали почти 10% рост (9,6% и составили 1 081 млрд руб). Это повлияло на рост эксплуатационного бурения на 11,7%, до 22 152 тыс. м.

В то же пора нефтяные компании оптимизировали в 2015 году свои инвестиционные программы линией сокращения объема разведочного бурения, который снизился почти на 18% (-176 тыс. м., до 818 тыс. м.), что также повлияло на снижение темпов прироста резервов. Это достаточно тревожный фактор, который может сказаться на объеме добычи в грядущем.

Переработка

В рамках реализации программ модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России в прошедшем году было введено в эксплуатацию 11 установок вторичной переработки нефти (итого с 2011 г. было введено или реконструировано 58 установок). Ввод еще 16 установок, запланированных к вводу в 2016 г., был перенесен компаниями в связи с ограничением доступа к финансовым ресурсам. Всеобщий объем инвестиций нефтяных компаний в модернизацию нефтеперерабатывающих производств в 2015 году составил 214 млрд рублей.

В итоге глубина переработки нефти выросла на 2 п.п., до 74,2%, объем производства автобензина 5 класса вытянулся на 16,1%, до 33,1 млн т., а дизтоплива 5 класса – на 23,5%, до 55,7 млн т. Это позволило нам безболезненно отказаться от обращения дизельного топлива 4 и немало низких экологических классов с 1 января текущего года. Переход на обращение на внутреннем базаре автобензина исключительно 5 класса решением Совета ЕЭК перенесен на 1 июля 2016 г. Льющиеся показатели отрасли свидетельствуют о готовности компаний к выполнению этого решения.

Вывоз

Увеличение глубины переработки позволило снизить объем первичной переработки нефти на 2% (до 282,7 млн.т.) без угрозы снижения объемов производства нефтепродуктов. Высвободившиеся объемы влажный нефти были направлены на экспорт.

Экспорт нефти в прошлом году в итоге впервые вырос и составил 241,8 млн т., это на 9,3% (20,5 млн т) больше, чем в 2014 году.

Утилизация ПНГ

Зачисленные Правительством России меры по повышению эффективности использования попутного газа обосновывают свою эффективность, стимулируя компании увеличивать процент утилизации этого ценного ресурса. В 2015 г. утилизация ПНГ продолжала вырастать и достигла 88,2% увеличившись на 2,7 п.п.

Биржевые торги

В 2015 году объем биржевых торгов нефтепродуктами на внутреннем базаре России составил 15,7 млн тонн, что несколько меньше, чем в 2014 году.

Тем не немного, требования совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной размеры продаваемых на бирже нефтепродуктов нефтегазовыми компаниями в целом исполняются.

Нахожу важным в 2016 году запустить торги российской экспортной нефтью на российской бирже. Это позволит создать сквозной биржевой механизм определения справедливой цены на российскую экспортную нефть с установлением ровный котировки без привязки к действующим котировкам мировых ценовых эталонов. В реализации этого проекта Минэнерго трудится совместно с ФАС России и другими профильными ФОИВами.

Регулирование

Что касается нормативного регулирования, в 2015 мы продолжили использовать механизм предоставления льгот по вывозной таможенной пошлине на нефть для месторождений в новоиспеченных регионах. В частности, особые формулы расчета ставок были разболтаны на Западно-Хоседаюское нефтяное месторождение, имени Д. Садецкого и Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение.

Отмечу, что за два года поступки Правил за правом применения льготы по вывозной таможенной пошлине адресовались 10 компаний (в том числе 5 из них – нефтяные компании без государственного участия) по 20 месторождениям. По состоянию на январь 2016 года всеобщий объем нефти, который может быть вывезен с применением персоной формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины, составил возле 40 млн тонн.

Совокупные планируемые инвестиции в разработку 10 одобренных Правительством Российской Федерации месторождений оцениваются в размере немало 1 трлн рублей в перспективе до 2040–2045 годов, что позволит обеспечить вовлечение в разработку немало 300 млн тонн нефти (или более 5 трлн рублей налоговых поступлений с показанных месторождений в бюджетную систему Российской Федерации в перспективе до 2040–2045 годов).

Показанные льготы в совокупности с льготной ставкой налога на добычу полезных ископаемых обеспечивает беспрерывный рост добычи нефти в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на Нордовом Каспии. Данный механизм доказал свою эффективность и будет применяться в дальнейшем.

В 2015 году запущен «большенный налоговый маневр». По данным мониторинга, проведенного Минэнерго России совместно с Минфином России, очевидно позитивное влияние налогового маневра на состояние нефтяной отрасли и ее конкурентоспособность на интернациональном рынке. За счет изменения макроэкономических условий разработка месторождений Российской Федерации в цельном характеризуется увеличением рентабельности в рублевом исчислении. Таким образом, сейчас предпосылок для корректировки параметров налогового маневра нет. Минэнерго поддерживает сохранение стабильного налогового окружения на долгосрочную перспективу.

Летом 2015 года Правительство Российской Федерации поддержало законопроект о новоиспеченном подходе к налогообложению на основе налога на финансовый результат для пилотных проектов. Основная идея законопроекта – добавочное вовлечение в разработку около 6 млрд тонн запасов за счет вступления НФР с учетом объективных специфических характеристик месторождений. При этом НДПИ с показанных месторождений взиматься не будет. Сейчас работа над законопроектом продолжается совместно с Министерством Финансов России.

Из иных важных для отрасли решений отмечу: принятие Правительством РФ комплексного плана оказания государственной поддержки стройки ВНХК; утверждение нормативов технологических потерь по 1861 месторождению; разработку исправлений в правила учета нефти, которые в настоящий момент проходят процедуру согласования; уточнение номенклатуры закупок у небольшого и среднего бизнеса, совместно с Транснефтью и экспертным сообществом разработана программа стабилизации качества нефти, поставляемой на НПЗ России.

Задачи на 2016 г.

В качестве основных стратегических задач Минэнерго в льющемся году считаю необходимым:

утверждение генеральной схемы развития нефтяной области на период до 2035 года;

подготовка закона по реализации механизма налога на финансовый итог в рамках «пилотных» проектов;

обеспечение стабильного снабжения внутреннего базара моторными топливами и переход с 1 июля 2016 г. на автомобильный бензин класса 5, ввод в эксплуатацию 12 технологических установок на НПЗ России и увеличение глубины переработки нефти;

формирование бенчмарка российской экспортной нефти;

реализацию «путевой карты» по снижению импортозависимости в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии, участие в иных программах по импортозамещению в сфере ТЭК;

развитие нефтетранспортной инфраструктуры, включая завершение стройки нефтепровода Заполярье-Пурпе;

разработка комплекса мер по стимулированию добычи нефти из месторождений, относящихся к Баженовской свите; стимулирование добычи в новоиспеченных регионах нефтедобычи, в том числе путем расчета срока действия льгот по налогу на добычу здоровых ископаемых с начала фактического освоения участка недр или достижения степени выработанности в 1%;

стимулирование геологоразведочных трудов в малоизученных труднодоступных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе линией применения налоговых вычетов из суммы налога на прибыль.

Большая доля этих инициатив Минэнерго была рассмотрена и поддержана на Президентской комиссии по ТЭК в октябре 2015 г.

В мишенях снижения административных издержек организаций ТЭК, необходимо в 2016 г. Провести инвентаризацию НПА, затрудняющих обстоятельства хозяйственной деятельности или создающие повышенные издержки, связанные с исполнением заявок регулирования.

Газовая отрасль

Уважаемые коллеги, прехожу к газовой области.

Несмотря на действие факторов, о которых я говорил в начале доклада, газовая область надежно функционировала: обеспечила спрос на внешнем и внутреннем рынке, а также стабильное прохождение осенне-зимнего этапа.

В течение года продолжилось освоение и ввод новых месторождений Арктического региона и Восточной Сибири: Яро-Яхинского, Термокарстового и иных.

При этом в 2015 году объем добычи газа снизился на 1% и составил 635,5 млрд куб. м. Снижение обусловлено низеньким спросом на внутреннем рынке из-за теплой погоды и сокращением поставок на Украину. При этом всеобщий показатель экспорта российского трубопроводного газа вырос почти на 7% и составил 178 млрд куб. м.

Степень газификации российских регионов также вырос и составил 65,7%.

Решение основных задач

Кроме корректировки стратегических документов, о какой я сказал в начале доклада, основными задачами Минэнерго в газовой области в 2015 г. стало развитие новых центров газодобычи на Востоке края с соответствующей газотранспортной инфраструктурой, развитие внутреннего рынка газа и базара газомоторного топлива, развитие газо- и нефтехимии.

Развитие инфраструктуры

Последовательно реализуется Восточная газовая программа.

Начато стройка газопровода «Сила Сибири». а также газоперерабатывающего комплекса в городе Независимый Амурской области.

В западном направлении развивается инфраструктура, необходимая для подачи газа в «Нордовый поток-2».

Развитие внутреннего рынка

В дополнение к ежемесячным биржевым торгам, какие проводятся с 2014 г., в октябре 2015 года также запущены организованные торги газом с поставкой «на сутки вперед». Это позволит сформировать ценовой индикатор для газа, реализуемого на нерегулируемом базаре, и создаст условия для развития конкуренции.

В целом за год на организованных торгах было реализовано распорядка 7,5 млрд куб. м газа на общую сумму более 20,5 млрд рублей. В ближайшее время планируется выйти на уровень 30-35 млрд. куб м газа в год.

Газомоторное топливо

В мишенях развития рынка газомоторного топлива по инициативе Минэнерго в апреле 2015 года зачислено постановление Правительства РФ об отмене государственного регулирования цены на газомоторное топливо, а в октябре – решением Рекомендации глав правительств СНГ утвержден комплекс мер по развитию рынка ГМТ государств-участников СНГ.

Объем реализации природного газа сквозь АГНКС в России вырос за год на 10% и составил 0,45 млрд куб м.

Деятельнее стали заниматься развитием рынка газомоторного топлива и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, на сегодняшний день программы развития базара газомоторного топлива приняты уже в 29 субъектах РФ.

Нефтегазохимия

Что касается нефтегазохимии. В соответствии с утвержденным Правительством РФ Планом развития нефте- и газохимии на этап до 2030 года, в 2015 году была завершена реконструкция 3 нефтегазохимических производств на предприятиях ООО «Ставролен», АО «Воронежсинтезкаучук» и ООО «Томскнефтехим». В сентябре 2015 года в Ханты-Мансийском автономном округе был заведён в эксплуатацию Южно-Приобский ГПЗ проектной мощностью переработки 0,9 млрд куб. м ПНГ в год.

В цельном за 2015 год было произведено 4,7 млн тонн крупнотоннажных полимеров (+14,6% к 2014 году).

Задачи

В 2016 г. перед Минэнерго стоят вытекающие важные задачи по развитию газовой отрасли:

нам необходимо утвердить корректировку Генеральной схемы развития газовой области на период до 2035 года, включая Восточную газовую программу и Концепцию внутреннего базара газа;

продолжить освоение Якутского центра газодобычи, включая стройка газотранспортной системы «Сила Сибири»;

продолжить реализацию комплексного плана по развтию производства СПГ на полуострове Ямал (запуск 1-й очередности намечен на конец 2017 г.);

приступить к реализации «дорожной карты» по упрощению процедуры подключения новоиспеченных потребителей к сетям газораспределения;

увеличить производство крупнотоннажных пластмасс до 5,1 млн тонн.

В рамках заданий, данных на Президентской комиссии по ТЭК, необходимо также:

продолжить работу по монетизации природного и попутного газа, промышляемого независимыми производителями на новых месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Восхода;

проработать комплекс мер по стимулированию строительства новых заводов по производству сжиженного природного газа.

Угольная область

Уважаемые коллеги,

Угольная отрасль России сегодня в полной мере ощущает на себе поступок неблагоприятной экономической конъюнктуры. За последние годы снизился рост всемирного потребления угля и объемы его международной торговли, продолжается снижение всемирных цен.

В этих условиях основной задачей угольных компаний стало повышение конкурентоспособности, удержание позиций на внутреннем и внешних базарах. Для этого осуществляется модернизация действующих мощностей и ввод новых, прежде итого, в Кузбассе и на Дальнем Востоке, которые замещают убыточные и опасные производства.

В итоге все последние годы наблюдается последовательное увеличение добычи и экспорта угля, рост его переработки, рост производительности труда и снижение травматизма.

Так, в 2015 году было добыто 373,4 млн тонн (+4% к 2014 году). Вывоз угля вырос на 1,2 млн т. и составил 156 млн тонн, поставки угля на внутренний базар в 2015 году выросли до 179 млн тонн (+4,2% к 2014 году).

Тем не немного, основной проблемой угольных компаний остается ухудшение их финансово-экономических показателей, снижение инвестиционной активности. Вина сложного финансового состояния компаний – в снижении цен на экспортируемый уголь, рослый уровень закредитованности отрасли и растущая доля затрат на перевозку угля.

Часть транспортной составляющей в цене угля при экспорте в 4 квартале 2015г. составила 54,4%. Из нее часть ОАО РЖД (включая оплату порожнего пробега) – 43%, вагонная составляющая операторов — 11,4%.

При этом, по прогнозам, часть транспортной составляющей в цене угля увеличится, и к концу 2016 г. может составить 72,6%. Часть ОАО РЖД (включая оплату порожнего пробега) – 57,4%, вагонная составляющая операторам – 15,2%.

Для исправления ситуации рассматриваются такие меры, как сдерживание роста тарифов на экспортные транспортирования угольной продукции, а также переход на принципы долгосрочного тарифообразования на базе сохранения существующих принципов тарифной методологии Прейскуранта 10-01.

С мишенью сбалансированного развития производственного потенциала потребуется также разработать и реализовать Программу лицензирования угольных месторождений до 2020 года, упростить процедуру согласования отклонений от лицензионных соглашений и согласования проектной документации, а также отработать механизмы перехода на технологические принципы нормирования вредных выбросов, сбросов и обращения с вскрышными и вмещающими породами.

Безопасность

Еще одной значительнейшей проблемой отрасли является повышение безопасности работ. Несмотря на вящую работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере промышленной безопасности, проведенную за заключительные 6 лет (принято 60 нормативных актов), трагические происшествия в отрасли все еще остаются вероятными. У всех на слуху, например, недавняя трагедия на шахте «Северная».

Для решения этой проблемы необходимо:

продолжить совершенствование нормативной базы и технического регулирования по индустриальной безопасности и охране труда;

задействовать механизмы стимулирования импортозамещения для закупок отечественного оборудования, обеспечивающего безопасность труды шахт.

улучшить качество профессиональной подготовки занятых на подземных трудах и членов ВГК.

Кроме названных мной задач, в 2016 г. нам предстоит:

прочертить анализ производства на особо опасных шахтах и подготовить предложения по их функционированию.

продолжить выполнение мероприятий по реструктуризации угольной индустрии;

завершить выполнение первой очереди первого этапа Комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт в Кузбассе;

прочертить актуализацию программных документов угольной промышленности

Хочу отметить, что эти и иные вопросы развития угольной промышленности были подробно рассмотрены на этой неделе на особом совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, и по ним уже даны соответственные поручения.

Электроэнергетика

Что касается электроэнергетики, в прошлом году нашими основными задачами мы установили:

повышение доступности энергетической инфраструктуры;

переход к долгосрочному рынку мощности;

создание регуляторной базы базара тепла;

развитие ВИЭ.

И конечно, важнейшим событием 2015 г. в электроэнергетике сделалась интеграция энергосистемы Крыма в Единую энергосистему России.

В декабре 2015 г. со порядочным опережением плановых сроков был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс энергомоста совокупной мощностью 400 МВт. Труд российских энергетиков, в результате которой была прорвана энергоблокада полуострова, завоевала высокую оценку Президента и Правительства Российской Федерации.

Ввод в эксплуатацию второго этапа энергомоста, какой снимет проблему энергодефицита на полуострове, намечен на май 2016 года.

Желаю еще раз поблагодарить всех участников этой важной работы за профессионализм и самоотверженность.

ОЗП

Одним из значительнейших направлений деятельности Минэнерго является контроль подготовки и прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего этапа. По предварительным оценкам, в 2015 году количество аварий на электрических станциях введённой мощностью 25 МВт и выше снизилось на 5% к уровню 2014 года, а на объектах электрических сетей номинальным усилием 110 кВ и выше – на 13% к 2014 году.

Показатели

Что касается показателей, то, учитывая льющиеся экономические условия, отрасль показала неплохую динамику. Выработка электроэнергии составила 1 050 млрд кВт-ч. (+0,2 % к 2014 году), ввод новоиспеченной мощности по России – 4,9 ГВт (прирост – 2,9 ГВт). За 4 года генерация была подновлена на 10% – ведено 22,6 ГВт.

Модернизация генерирующего оборудования позволила в прошедшем году снизить удельные расходы на отпуск электрической энергии с 319,8 г. до 317,6 грамм у.т./кВт-ч. Достигнутые показатели являются минимальными за заключительнее пятнадцать лет. В стоимостном выражении экономия топлива составила более 3,5 млрд рублей от степени 2014 г.

Рынок тепла

Стратегически важным для развития электроэнергетики является совершенствование модели базара теплоснабжения. В 2015 г. Минэнерго России разработало и в марте прошлого года привнесло в Правительство Российской Федерации законопроект поэтапного перехода на новую модель регулирования системы касательств и ценообразования по методу «альтернативной котельной». В III квартале 2016 года законопроект рассмотрит Государственная Дума.

Утверждено 22 схемы теплоснабжения городов с народонаселение более 500 т человек, осталось – 4 (Челябинск, Кемерово, Красноярск, Тюмень). Упрашиваю представителей регионов обратить на это внимание и в этом году завершить эту труд.

КОМ

Несколько слов о совершенствовании процедуры конкурентного отбора мощности на оптовом базаре электрической энергии и мощности. Ключевое событие 2015 года – запуск новоиспеченной модели КОМ на оптовом рынке, которая использует эластичную кривую спроса на мощности. Отбор сейчас производится по ценовым зонам, а не по зонам свободного перетока, что обеспечивает оптимальную труд рынка и вывод неэффективных генерирующих мощностей из эксплуатации. Снизился объем вырванной генерации. К 2019 г. планируется вывод порядка 10 ГВт неэффективной мощности.

Долгосрочный базар мощности с проведением отбора мощности на 4 года вперед позволяет поставщикам и потребителям осуществлять долгосрочное планирование операционной и инвестиционной деятельности.

Техприсоединение

Благодаря труду по совершенствованию нормативно-правовой базы удалось существенно продвинуться в направлении повышения доступности энергетической инфраструктуры.

По сравнению с прошедшим годом количество этапов подключения к электрическим сетям в Москве и Санкт-Петербурге сократилось до 3, гораздо снизилась стоимость подключения. Индекс надежности электроснабжения потребителей электрической энергии в Москве и Санкт-Петербурге получил, сообразно результатам рейтинга Doing Business, максимально возможную оценку 8 баллов.

Обращаю внимание, что задача, какую необходимо решать в этом году – Минэнерго совместно с Россетями, субъектами РФ – разболтать этот опыт на другие субъекты РФ.

Электросетевой комплекс

В ходе реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации Минэнерго России совместно с ФАС России и ПАО «Россети» продолжило труд по повышению эффективности работы электросетевых компаний, развитию конкурентной окружения и снижению неплатежей.

В частности, для снижения операционных расходов был пересмотрен степень потерь ТСО и утверждена методика определения операционных расходов на базе сравнительного разбора. Кроме того, постановлениями Правительства были утверждены новые критерии ТСО и количественные показатели, устремлённые на повышение надежности и безопасности энергоснабжения потребителей. Эти меры направлены на снижение перекресного субсидирования и сокращение числа неэффективных сетевых организаций (с 4000 – до 3000).

Ряд задач по развитию электросетевого комплекса, вводя изменения нормативно-правовой базы по стимулированию потребителей и ТСО к оптимальному использованию сетевой мощности и по нормативам цен типовых технологических решений стройки, сохраняет актуальность и в этом году.

На недавнем совещании у Председателя Правительства рассматривались системные меры по улучшению финансово-экономического состояния ПАО Россети. В том числе, был зачислен ряд решений, по которым в короткие сроки будут подготовлены предложения по внесению изменений в нормативную базу, это давным-давно назревшие меры

по оптимизации загрузки неиспользуемой сетевой мощности,

по вступлению ограничения на заключение договоров оказания услуг по передаче электроэнергии ровных потребителей с организацией ЕНЭС путем установления для таких потребителей соответственных критериев.

Неплатежи

Для снижения уровня неплатежей, значение которых на оптовом базаре на конец 2015 года составило 52,6 млрд рублей, а на розничном 180,8 млрд рублей, по инициативе Минэнерго разработан законопроект, какой в ноябре 2015 г. принят Государственной Думой (307-ФЗ).

Закон предусматривает:

установление размера неустойки за несвоевременную оплату энергоресурсов,

уточнение работающих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей энергоресурсов;

увеличение административной ответственности за самовольное подключение к сетям и безучетное потребление электроэнергии и других энергетических ресурсов.

В целях реализации норм федерального закона в 2016 году будут подготовлены соответственные проекты актов Правительства Российской Федерации. Прошу эту работу ускорить профильным департаментам.

Инвестиции

В 2015 году Минэнерго России издало 52 распоряжения об утверждении инвестиционных программ (корректировок инвестиционных программ) субъектов электроэнергетики.

Основными тенденциями при утверждении инвестиционных программ в 2016 году сделались их оптимизация в условиях ограничений доступных источников финансирования и повышение эффективности реализации. Особое внимание мы уделили мероприятиям по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям и подготовке к прохождению ОЗП.

ВИЭ

2015 год без сомнения можно наименовать годом прорыва в области реализации программы развития ВИЭ, утвержденной в 2013 г. Правительством.

За год в России выстроены 11 солнечных электростанций общей мощностью 55 МВт и ветроэнергетический комплекс в п. Усть-Камчатск на Далеком Востоке (0,9 МВт). Построен завод фотоэлементов ООО «Хевел» в Новочебоксарске.

Повышение заинтересованности инвесторов к ВИЭ позволило отобрать на КОМ в 2015 году 17 генерирующих объектов ВИЭ с совокупной мощностью 1445,64 МВт, с плановым сроком ввода до 2019 г.

Задачи

Ключевыми задачами электроэнергетики на 2016 год являются:

завершение интеграции энергосистемы Крыма, завершение стройки энергомоста и новой генерации;

совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование вывода неэффективной мощности;

повышение прозрачности деятельности энергосбытовых компаний и расчетов за поставленную электроэнергию, совершенствование организации учета э/э.

внедрение конкурентной модели розничных базаров электроэнергии,

оптимизация модели оптового рынка электроэнергии и мощности,

повышение эффективности использования сетевой инфраструктуры,

корректировка генсхем размещения объектов электроэнергетики до 2035 г.

Подготовка к ОЗП 2016/2017 гг. и повышение надежности его прохождения. Формирование системы нормативно-правового регулирования проблем надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики

Энергоэффективность

Что прикасается еще одной нашей важной задачи – развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в прошедшем году продолжилось внедрение соответствующих показателей в государственные программы РФ.

В 2015 году впервые подготовлен и опубликован государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, кормящий комплексный анализ реализации государственной политики в этой области.

Начат переход на непременное ежегодное энергетическое декларирование государственных и муниципальных учреждений, а также органов государственной воли и муниципального самоуправления.

Также нашими государственными компаниями были разработаны и утверждены корпоративные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Нахожу приоритетной задачей разработку таких программ не только компаниями с госучастием и регулируемыми организациями, но и всеми компаниями в ТЭК.

Многоуважаемые коллеги!

В силу высокой степени интегрированности российского ТЭК в мировую экономику интернациональная деятельность является одним из ключевых направлений деятельности Министерства.

Наши основные задачи

развитие взаимовыгодного торгового сотрудничества со всеми краями в энергетической сфере (92 МПК, 8 возглавляет Министр) и укрепление позиций российских энергетических компаний на базарах зарубежных стран в рамках двухсторонних отношений,

формирование общих энергетических базаров в рамках Евразийского экономического союза,

содействие реализации международных проектов в рамках «восточного вектора» государственной энергетической политики с мишенью повышения эффективности экономической интеграции и роста поставок энергоресурсов на базары АТР;

создание международно-правовых и политических условий для обеспечения бесперебойного транзита российских энергоресурсов европейским потребителям, а также создания новоиспеченной международной транспортной инфраструктуры для снижения транзитных рисков,

расширение и укрепление диалога на площадках различных интернациональных организаций и объединений:

В 2015 г. в Москве, по инициативе Минэнерго впервые состоялась встреча министров энергетики краёв БРИКС. На ней был подписан Меморандум о взаимопонимании в области энергосбережения и повышения энергоэффективности между краями.

В условиях падения цен на нефть, по российской инициативе запущены консультации по ситуации на всемирном рынке нефти, между странами ОПЕК и крупными производителями нефти – не членами ОПЕК.

Кроме того, ведется диалог по черты ФСЭГ, IRENA, АТЭС, рабочей группы по устойчивой энергетике G20 и др.

И, разумеется, важное направление – это продвижение российской позиции при подготовке итоговых документов многосторонних мероприятий рослого уровня в рамках международных организаций.

Открытость

Уважаемые Коллеги!

В завершение своего доклада желаю подчеркнуть, что вся работа Минэнерго ведется в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной воли. Так,

социально-значимая информация Минэнерго размещается в формате «открытых данных»,

гарантированы общественный мониторинг правоприменения и проведение независимой антикоррупционной экспертизы,

ведется труд с референтными группами,

наиболее важные документы проходят обсуждение в Социальном совете при Минэнерго России.

В рамках состоявшихся в течение года 4-х заседаний Социального совета и ряда заседаний рабочих групп осуществлялся анализ корректировок государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», а также проводилась корректировка Энергетической стратегии России на этап до 2035 года.

Кроме того, традиционно Общественный совет принимает содержательное участие в подведении итогов труды Министерства за прошедший год. Так, накануне Коллегии, в середине марта, членам Социального совета были представлены доклады о результатах деятельности Минэнерго России за 2015 год и ключевые мишени и задачи на 2016 год. Данные цели и задачи были поддержаны Социальным советом.

Я выражаю искреннюю признательность членам Общественного совета, всем представителям задействованных социальных организаций за совместную продуктивную работу.

Уважаемые коллеги!

Подводя итог выступлению, желаю сказать, что несмотря на достигнутые позитивные результаты, объективно текущая ситуация в областях ТЭК остается не простой. Все обозначенные в докладе внутренние и внешние вызовы продолжают оставаться и в 2016 г.

В этих условиях, для сохранения потенциала областей ТЭК, повышения конкурентоспособности, нам всем нужно консолидировать усилия для повышения эффективности труды и решения стоящих перед отраслями ТЭК задач.

Призываю к этому и работников Министерства, и представителей отраслевого, экспертного и научного сообщества.

Рассчитываю, как и прежде, на Ваш профессионализм, понимание ситуации и поддержку».

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *