Пить не бросят: что будет с алкоголем в России

Из-за ситуации вокруг Украины российский алкоголь подорожает на 10−15%, импортный — в пределах 40%, но ничего смертельного для рынка не произойдет, уверен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Самое главное — никто пить не бросит по той причине, что уйдет какой-то его любимый бренд пива, виски или вина. Как следует из опыта предшествующих кризисов и вообще всего развития человечества, моментально происходит замещение одной продукции на другую, если исчезает твой любимый бренд или продукт. Поэтому никто трезвым не останется, — заверил он «Ридус».


По словам эксперта, в среднем россиянин тратит на алкоголь 1000 рублей в месяц. Если вычесть стариков, больных и детей, то в среднем взрослый россиян, потребляющий алкоголь, тратил 2000 рублей, а теперь будет тратить 2300 рублей.

Что касается импортного алкоголя, его потребляет исключительно средний класс. В прошлый кризис, когда курс доллара повысился в два раза — с 35 до 70 рублей, цены на импортное спиртное выросли на 20%, его потребление на два года сократилось, а потом восстановилось. То же самое будет и в этот раз, уверен эксперт, с той лишь разницей, что к ослаблению рубля добавятся сложности с логистикой, будут ввозить алкоголь по-другому, дороже.

Через два года все вернется на круги своя, но потерпеть придется. И тот факт, что ряд алкогольных брендов ушли с российского рынка, не означает, что в России они не будут продаваться. Будет серый импорт. Будут завозить через другие страны. Не будет прямых поставок, продукция будет поставляться по другим каналам. Все будет. Дороже, но будет, — констатирует он.

Замены нет

Вино

© Pixabay.com

Полный запрет на импорт алкоголя со стороны западных стран аналитик считает невозможным, особенно вина, которое там «девать некуда». По его словам, Запад тонет в своем вине. Запретили импорт роскошного вина, от 300 евро за бутылку, но здесь такое вино стоит в магазине 50 тысяч рублей, и его мало кто может себе позволить. Вино в России потребляют преимущественно женщины, замечает эксперт, и в основном не для того, чтобы напиться, а с целью получить удовольствие.

Ну, сколько в среднем женщина может выпить в месяц вина? Допустим, четыре бутылки. Хотя, на мой взгляд, это много. Пусть пила она его по 500 рублей при хорошей зарплате, в месяц тратила 2000 рублей. А теперь будет тратить 3000 рублей. Неужели из-за тысячи рублей в месяц женщина откажется от удовольствия? — интересуется собеседник «Ридуса».

Заменить импортное вино в России сейчас нечем, уточняет он. В прошлый кризис импорт упал на 35%, и местные производители тут же завезли импортные виноматериалы и заместили выпавшие объемы российским вином. А сейчас так не получится, потому что импорт виноматериалов ограничен законом, а своего винограда в стране выращивается очень мало.

У нас нет дополнительных объемов российского вина для замещения импорта. Поэтому российскому среднему классу придется пить подрожавшее импортное вино, либо переходить на другие алкогольные напитки, — огорчает Вадим Дробиз.

А вот на экспорт российского алкоголя идет немного: например, тихих и игристых вин — 0,2% от общего объема производства, пива — 2−3%. Единственное исключение — водка: ее вывозилось около 7% общего объема, и есть несколько компаний, которые активно занимались экспортом. Но при этом половина водки шла в те страны, которые пока санкции не поддерживают. И в любом случае, даже полная потеря экспорта никаких радикальных последствий для рынка не сулит, уверен эксперт.

Формальный уход

Алкоголь

© Pixabay.com

Не видит Вадим Дробиз угроз и на российском рынке пива, где две крупнейших западных компании — Carlsberg Group и Heineken — объявили об уходе. При этом Heineken заявила, что свой бизнес в стране передаст новому владельцу из РФ, а Carlsberg намеревается продать российские активы. В свою очередь бельгийская пивоваренная компания AB InBev запросила контролирующего акционера Anadolu Efes приостановить действие лицензии на производство и продажу бренда Bud в РФ.

Три западные компании занимают 65% рынка. Я думаю, что российские пивные компании в восторге от того, что этот монстр сваливает из России. Но он никуда не сваливает, на самом деле. Я думаю, что это формальный уход. Компании все-таки должны как-то показать лояльность тем государствам, откуда они вышли. И если там требуют прекратить работу, они ее прекратят, — рассуждает аналитик.

Продать этот бизнес будет не так-то просто, уточняет он, потому что в России покупателей на такие активы нет, они слишком дорогие. Да и с других рынков тоже никто не придет. К тому же, 85% пива и пивных напитков этих трех компаний абсолютно заурядны, и российская продукция вполне может их заместить. Но этого и не потребуется, поскольку де факто компании в той или иной форме продолжат работу. Та же «Балтика», которой владеет Carlsberg, по словам эксперта, заявила, что будет работать.

Я думаю, через два года все бренды, которые покинули Россию, вернутся. За это время все равно ситуация как-то рассосется. Вот и пивные компании годик постоят в сторонке, на мой взгляд. По той простой причине, что они же западные компании, они социально ответственны — перед населением, с которым работали, перед сотрудниками, вообще перед человечеством. Ну не будет каких-то одиозных брендов западных пивных копаний в России. Но ничего страшного на российском рынке не произойдет. В худшем случае произойдет замещение одних ординарных брендов на другие ординарные, — заключает эксперт.

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий