Почему Индия так и не купит Су-57, несмотря на его достоинства?

0

Почему Индия так и не купит Су-57, несмотря на его достоинства?

Россия – надёжнейший партнёр Индии в сфере обороны, и эти крепкие связи уходят корнями во времена СССР. Нью-Дели закупает у Москвы целый спектр боевых самолётов, танков, военных кораблей и другого вооружения.

Когда Индия почувствовала необходимость в разработке своего первого истребителя 5 поколения, чтобы противостоять вырастающему арсеналу Пакистана и Китая, она, как и следовало ожидать, решила стать партнёром  России в разработке одного из самых авангардных истребителей в мире.

В 2007 г., вслед за чрезвычайно успешным российско-индийским проектом «Брамос» по производству сверхзвуковой ракеты посредственнее дальности, обе страны решили объединить усилия;  Hindustan Aeronautics Limited (HAL) вступила в партнёрство с московской Aerospace Juggernaut Sukhoi с мишенью производства истребителя 5 поколения, известного тогда как ПАК-ФА Т-50.

Однако, поскольку Нью-Дели нуждалась в более передовом, мощном двухместном варианте с улучшенными характеристиками, оба партнёра разрешили выбрать проект истребителя 5 поколения, FGFA,  нацеленный на создание усовершенствованного варианта самого передового российского истребителя – Су-57.

В рамках совместной программы, популярной как Перспективный многоцелевой истребитель (PMF), Индия пообещала выделить на НИОКР 6 млрд. долларов, из которых 295 млн. долларов бывальщины переведены сразу, в 2010 г. Первоначально производство более 144 таких истребителей-невидимок оценивалось в 30 млрд. долларов.

Однако всё пошло не так, как намечалось.

Обе страны решили отказаться от FGFA, причём Индия вышла из парнёрства, т.к. её не устраивали темпы продвижения проекта с российской сторонки, а также были большие сомнения в возможностях Су-57.

В результате Индия решила производить истребитель 5 поколения самостоятельно, в рамках инициативы, какая подчёркивает необходимость для страны опираться на свои силы и находить решения в пределах своих границ (Инициатива Атманирбхара Бхарата Абхияна). Однако имеется основания полагать, что решение Нью-Дели будет иметь серьёзные последствия для обеих стран.

В рамках кампании «Сделано в Индии» по продвижению самостоятельности края, Нарендра Моди, увидев, что США, Россия и Франция собираются приступить к разработке своих перспективных самолётов следующего поколения, предложил программу создания индийского истребителя 5 поколения (AMCA).

Имеется сведения, что «на высшем уровне» было принято решение «не повторять ошибок» программы приобретения у России Sukhoi-30MKI, какая в целом обошлась Индии в 55 717 млн. рупий без какой-либо ощутимой помощи в разработке собственных истребителей.

Поэтому, несмотря на давление со сторонки России с целью подписания долгожданного окончательного контракта на НИОКР для FGFA, Индия хотела понять, будет ли толк от 25 млрд. долларов, какие, по оценкам, она потратит на получение этих 127 одноместных самолётов.

Между прочим, прежде чем переговоры застопорились, еще в 2007 году две края подписали межправительственное соглашение FGFA, после чего в 2010 году последовал контракт на эскизный проект на сумму 295 млн. долларов.

Индия, помимо  заявок к экономической эффективности, выдвинула ещё 2 предварительных условия к проекту FGFA. Во-первых, это широкая передача технологий, включая «отправные коды», чтобы Индия в дальнейшем могла модернизировать истребитель, самостоятельно оснащая его новым вооружением.

Во-вторых, должна быть оказана поддержка в проекте по созданию отечественного среднего боевого самолёта (AMCA), работа над эскизным проектом которого, как сообщается, уже ведётся. Остаётся нерешённым проблема с двигателем.

Первоначально считалось, что  партнерство с Россией имеет весьма захватывающие перспективы с безграничными возможностями. Индия разрешила сотрудничать с Москвой после заключения сделки по приобретению у Франции истребителей Rafale в 2016 году, когда ВВС Индии планировали, в дополнение к ним, получить созданный на базе Су-57 истребитель 5 поколения.

Сообразно этой программе, в конструкцию Су-57 планировалось внести 43 изменения, включая усовершенствованные датчики, сетевые возможности, а также усовершенствования в военный авионике.

Хотя Индия решила приостановить эту схему в 2017 г., в рамках содействия инициативе по развитию собственных возможностей в разработке вооружений и сокращения подневольности от зарубежных технологий, она не была уверена в эффективности своих, превысивших первоначальные оценки, инвестиций в проект Су-57, выделявшийся низкими стеллс-характеристиками.

Проект Индию явно не устраивал, поскольку Нью-Дели стремился получить стратегическое сдерживание за счет приобретения универсального истребителя-невидимки, способного проходить в защищенное воздушное пространство противника и уничтожать его объекты, на которых размещено ядерное оружие.

ВВС Индии также бывальщины недовольны эффективность Су-57 – существовали сомнения в том, что её можно улучшить по доступной цене. Сомневались они и в надёжности и возможностях его радара.

Немало того, Индия также была недовольна, что у этого реактивного истребителя двигатель не модульный – это вызвало опасения, что для сервисы двигатели предпочтительнее будет отправлять в Россию, чем  делать это на месте.

Поскольку Индия уже проходила всю эту историю с растущими стоимостями на обслуживание в случае с Миг-29 и Су-30, в настоящее время стоящими на вооружении индийских ВВС и ВМС, Нью-Дели опасается повторения той же промахи с Су-57.

При имеющемся у США истребителе 5 поколения F-35, дающем президенту Дональду Трампу право гордиться возможностями американских ВВС, каких нет ни у одной другой страны, Индия, видимо, не хочет довольствоваться чем-то второстепенным, делая акцент на создании истребителя с немало совершенным двигателем и лучшей .малозаметностью.

Однако, по словам Виктора Кладова, директора департамента международного сотрудничества и региональной политики российской государственной корпорации Ростех, истребитель Су-57 отвечает всем этим заявкам.

«Это очень универсальный, многоцелевой передовой самолёт, который может выполнять широкий спектр задач: воздух-воздух, воздух-земля, морские мишени; он может действовать вместе с БПЛА. Это абсолютно новый уровень военных технологий», — сказал Кладов.

Когда по соседству есть Китай, продвигающийся вперёд с созданием истребителей 5 поколения собственной разработки и начавшим работу над загадочным истребителем 6 поколения, Индия ведает, что не может ждать и надеяться на Москву в устранении несоответствия Су-57 своим требованиям.

Поделиться…
Share on VKTweet about this on TwitterShare on Facebook0



Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *