Под защитой креста и пулемета: не все армяне уйдут с приходом Азербайджана

0

Сквозь два дня Кельбаджарский район перейдёт от армян Карабаха к Азербайджану. Кроме одного клочка земли, полного древности и оружия, где я сделался свидетелем как минимум одного чуда.


Андрей Бородулин специально для «Ридуса» подготовил репортаж с места событий.





Путь, уходящая из Армении в северный Карабах, сначала по серпантину, а потом через ущелья, мимо скалистых утёсов приводит к красочному указателю. Это крутой заворот к древнему монастырю Дадиванк.




Эти строки могли бы быть началом заметки в туристическом путеводителе, если бы не несколько но.




Под защитой креста и пулемета: не все армяне уйдут с приходом Азербайджана

© Андрей Бородулин/Ridus




Шоссе это расшиблено снарядами, гусеницами танков, а в последние дни еще и многочисленными грузовиками, вывозившими личное имущество, крыши и другие фрагменты домов, электроподстанции, провода и даже распиленные деревья.




Сломанные машины, какие владельцы не успевали отремонтировать и вывезти, просто сожжены. Преданы огню и целые дома.




Конвой российских военных на пути из Мартакерта в Дадиванк. Северная часть Нагорного Карабаха. Территория подконтрольная армянским силам и российским миротворцам.

Конвой российских военных на линии из Мартакерта в Дадиванк. Северная часть Нагорного Карабаха. Территория, подконтрольная армянским силам и российским миротворцам.

© Андрей Бородулин/Ridus




Под Карвачаром я был свидетелем раскапывания могилы: отдельный семьи решили забрать с собой останки родных.




Одно из самых красивых мест Нагорного Карабаха, с теряющимися среди утес чистыми речками, с горными лесами вновь становится местом трагедии для одних и радости возвращения для других.




Популярное соглашение отводит ещё недавно армянонаселённому Шаумяновскому району с центром в селе Карвачар время до полуночи с 24 на 25 ноября. Запоздалее эта территория будет переименована в Кельбаджарский район, куда сперва войдут азербайджанские солдаты, а следом их соотечественники.




Под защитой креста и пулемета: не все армяне уйдут с приходом Азербайджана

© Андрей Бородулин/Ridus




Уместно, ещё живы те азербайджанцы, которые тоже были изгнаны отсюда, испытали потерю крова и близких в первую карабахскую брань.




Впрочем, не все армяне уйдут.




Монастырь Дадиванк, Шаумяновский район Нагорного Карабаха. По-азербайджански: Кельбеджарский район. Территория должна перейти под контроль Азербайджана 25 ноября.

Монастырь Дадиванк, Шаумяновский район Нагорного Карабаха. По-азербайджански — Кельбаджарский район. Территория должна перебежать под контроль Азербайджана 25 ноября.

© Андрей Бородулин/Ridus




Уже точно известно об одном решившем остаться. Настоятель монастыря Дадиванк иерей Ованес Ованесян, какого здесь зовут просто отец Ованес, ещё до прибытия сюда российских военных объявил, что не покинет обитель.




Все заключительные дни крепкий мужчина с седой бородой принимает не только многочисленных паломников из Армении, но и сотни фронтовиков, возвращающихся из пунктов боёв.




Я наблюдал на монастырской площади за высыпавшими из автобусов солдатами в потрёпанной форме, со щетинами и бородами. Кто-то из них взошёл в храм, другие просто фотографировались.




Военнослужащие из Армении (Гюмри) по пути с фронта домой посещают монастырь Дадиванк.

Военнослужащие из Армении (Гюмри) по пути с фронта домой посещают монастырь Дадиванк.

© Андрей Бородулин/Ridus




И тут я услышал разом с двух сторон:




— Эй, брат! Эй, Андрей!




Меня окружили сразу несколько бойцов, улыбаясь, тянули ладони для рукопожатия.




Я изумленно присмотрелся к их лицам. И тут понял: ведь это именно те, с кем я ехал к линии фронта в первые дни войны. Тогда в Горисе, ближайшем к границе с Карабахом городе, я напросился для съемок в автобус к резервистам и добровольцам, едущим из Гюмри в самое пекло брани. Я фотографировал их, записывал интервью, а они смеялись и скандировали «Хахтелуенк!», что по-армянски «Мы победим!».




Но ближе к Лачинскому коридору, где уже случались попадания снарядов, усмешки сменялись задумчивостью, всё чаще новобранцы молча смотрели в окно на моросящий дождь и сырой горный пейзаж.




Я выпрыгнул тогда в Лачине из автобуса, чистосердечно пожелав всем вернуться в свои семьи здоровыми.




Под защитой креста и пулемета: не все армяне уйдут с приходом Азербайджана

© Андрей Бородулин/Ridus




И вот в монастыре Дадиванк спустя немало чем месяц войны я вижу этих же людей. Их лица изменились, стали тёмными то ли от копоти, то ли от загара, поросли бородами, но не сделались грубее.




Эти парни и уже почти пожилые мужчины выехали из кошмара войны и выглядели счастливыми. И оказалось, что радуются они, потому что все до целого живы. Все из того автобуса, в котором я ехал в Карабах в начале октября, сразу с молебна в Шуши были перемещены на авангардную под Мартуни.




Кстати, там и нашей корреспондентской группе довелось испытать на себе обстрел «Градом». Тем более был впечатлён я, что в той бойне на авангардный не потеряла ни одного солдата целая рота, что после всех драматических впечатлений, после месяца в окопах и под пламенем они вспомнили меня, какого-то корреспондента, лишь гостя на этой драме, проехавшего с ними всего около часа в одном транспорте…




Под защитой креста и пулемета: не все армяне уйдут с приходом Азербайджана

© Андрей Бородулин/Ridus




Всё это — моё собственное чудо в монастыре Дадиванк.




А пока здесь размещаются российские военные, установив наблюдательные позиции и у шоссе, и в самом монастыре.




Оглашено, что русские встают здесь для защиты древней святыни, заложенной ещё в IX веке. Это весьма сильный шаг, который не только возбуждает благодарность множества армян, но и является тонким геополитическим манёвром.




Монастырь Дадиванк, Шаумяновский район Нагорного Карабаха. По азербайджански: Кельбеджарский район. Территория должна перейти под контроль Азербайджана 25 ноября.

© Андрей Бородулин/Ridus




Российские солдаты с иереем Ованесом после 25 ноября оказываются в бездонном тылу азербайджанских войск. Впрочем, ещё не ясно окончательно, смирится ли Азербайджан с наличием такого острова армянского христианства и русского оружия на своей «отпущенной» территории.




Во всяком случае настоятель Ованесян уж точно является сильным раздражителем для возвращающихся в Кельбаджар бойцов и миролюбивых жителей под флагами с полумесяцем. И не только по причине своего армянства и христианства.




Под защитой креста и пулемета: не все армяне уйдут с приходом Азербайджана

Настоятель монастыря Дадиванк иерей Ованес Ованесян.

© Андрей Бородулин/Ridus




Папа Ованес — давний борец «за свободу Арцаха», интернет полон его снимками с оружием.




В Степанакерте один из ветеранов первой карабахской брани подтвердил мне военное прошлое иерея: «Перед одной из трудных ночных операций в окрестностях Гандзасара Ованес окрестил возле сотни бойцов, в том числе и меня самого. Жаль, кто-то из сыновей потерял тот мой первый крестик». Основную же доля времени в боях начала 1990-х, по словам моего собеседника, Ованесян провел на горных тропах, вооружённый тяжким пулемётом.




Вот и сейчас он берёт на себя немалый риск — то ли как священник, то ли вновь как солдат. Выходит, что не только каменные стены, кресты и древние росписи придётся взять под охрану в Дадиванке российским миротворцам.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *