Политэкономия охоты на ведьм

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Распечатать

07.11.2017 16:36

Москва, 7 ноября – “Вести.Экономика”. Нынешняя политическая повестка дня в Америке напоминает охоту на ведьм, желая этот прием активно используется во многих странах. Фактически все политические кампании вселенной в той или иной степени повторяют опыт Средневековья.

Кадр из мультсериала “Симпсоны”

“Баба-яга! Ведьма! Мы поймали ведьму! Можно мы ее сожжем?” – восклицает взбудораженная гурьба в комедийном фильме “Монти Пайтон и священный Грааль”. “Откуда вы ведаете, что она ведьма?” – интересуется королевский страж. “Она выглядит как колдунья”, – звучит в ответ. Защита предполагаемой бабы-яги встречает небольшое сочувствие. “Они одели меня таким манером. Это не мой нос. Он накладной”, – плачет в отчаянии женщина.

Эта пародия очень ближня к правде. В период с XIV по XVIII вв. около 80 тыс. человек бывальщины признаны виновными в колдовстве в Европе. И это не были лишь престарелые, неряшливо одетые женщины: 15% так называемых представителей нечистой мочи в Шотландии были мужчины среднего возраста.

Их предполагаемые правонарушения были, как правило, абсолютно безобидными действиями. Разногласие среди соседей могло перерасти в обвинения в волшебстве, если один из участников конфликта сталкивался с несчастьем, так преждевременной смертью в семье, после ссоры. Около половины обвиненных бывальщины казнены, обычно через повешение или сожжение на костре.

Суды над бабами-ягами в Европе вышли из моды примерно в 1770-х гг. В последние десятилетия заинтересованность к ним в основном сводился к историческим реконструкциям для туристов и любителей средневековой истории. Однако эта тема также околдовала небольшую группу ученых, какие изучают всю имеющуюся информацию и на основе ее формулируют теории вин произошедшего.

В 2004 г. экономист Брауновского университета Эмили Остер опубликовала статью, в какой заявила, что охота на ведьм напрямую связана с экзогенными экономическими ударами. Обвинения в колдовстве чаще всего происходили в “Малый ледниковый этап” или в то время, когда в Европе были чрезвычайно суровые зимы, после каких был неурожай и резкое падение доходов населения.

Остер предположила, что обитатели средневековых деревень, ответственные за кормление бедных пожилых дам в своих общинах, обвиняли последних в колдовстве, стараясь таким манером сэкономить ресурсы.

Во время 164-летнего похолодания, завязавшегося в 1563 г., только в Шотландии 3500 ведьм подверглись гонениям, другой по величине показатель на человека в Европе. Если следовать логике Остер, то в этот этап в данном регионе должна была быть очень нехорошая погода. Однако исследование профессора экономики Калифорнийского университета Корнелиуса Кристиана указывает, что погода в Шотландии в этот этап была необычайно благоприятная и крестьяне собирали невероятно рослый урожай.

Это привело автора к прямо противоположному выводу: охота на баб-яг проводилась только с подачи элиты, так как только она имела довольно свободного времени и ресурсов для подобных преследований, отмечает британский журнал The Economist.

В дебатах о бабах-ягах существует еще одна точка зрения. Недавняя статья Питера Лисона из Университета Джорджа Мейсона полагает, что верующая напряженность, а не погода, является основной причиной охоты на баб-яг. Ученый проанализировал данные 43 тыс. судов над ведьмами в Европе, прежде итого в таких городах, как Лион (Франция), Люцерна (Швейцария) и Фрайбург (нынешняя Германия).

Из них три пятых произошли в период с 1560 по 1630 гг., или популярный своими зверствами период “Великой охоты”: так, в Вюрцбурге (Бавария) по обвинению в волшебстве за один день были казнены 400 человек.

Автор объясняет эту истерию итогом протестантской реформации. Суды над ведьмами были распространены вяще всего в районах, где католическая и протестантская церкви имели сопоставимый степень поддержки и они яростно боролись за новообращенных. И, наоборот, такие казни выходили намного реже там, где доминировало одно или другое вероучение.

Все это, по суждению ученого, поразительно напоминает современные президентские выборы в Америке, в ходе каких две крупнейшие партии бросают все свои силы (рекламу и митинги) на “колыхающиеся” штаты, игнорируя при этом те регионы, где одна из партий имеет безусловное преимущество.

Возможно, суды над ведьмами в период “Великой охоты” выполняли ту же роль, что ныне политические кампании: точно так же как современные политические партии конкурируют товарищ с другом, пытаясь показать избирателям, как они защищают их от террористов и правонарушителей, религии XVI века соревновались друг с другом, пытаясь показать потенциальным прозелитам, как они защищают людей от ведьм и колдунов.

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий