Правительство обязало госкомпании закупать инновации у малого бизнеса

0

Минэкономразвития и Корпорация развития небольшого и среднего предпринимательства (МСП) обязали 90 госкомпаний и госструктур закупать высокотехнологичную продукцию у небольших и средних предприятий. Как пояснили представители Минэкономразвития, в список 90 госкомпаний, в частности, взошли 12 крупнейших заказчиков-госкомпаний с наибольшими объемами закупок и выручкой от 2 млрд руб. в 2014 г.

Как будет рассчитываться квота по закупкам высокотехнологичных товаров и услуг у небольшого бизнеса, разъясняет постановление правительства № 1352, говорит Мария Кобаненко, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». В 2016 г. закупки госкомпаниями инновационных товаров у небольшого бизнеса должны по сравнению с 2015 г. увеличиться на 5% в денежном обороте. Это увеличение не потребуется только в том случае, если предприятие уже приобретает немало инновационных товаров у малого бизнеса, т. е. их доля составляет не менее 5% стоимости всех закупок. А если предприятие в 2015 г. вообще не закупало никаких инноваций у небольших предпринимателей, то на 2016 г. обязательный объем закупок будет приравнен к 0,5% всеобщей стоимости прошлогодних закупок. Контроль поручен Корпорации МСП: с 21 марта 2016 г. она будет испытывать проекты планов закупок инноваций, а с 1 февраля 2017 г. – отчеты о закупках.

Незнакомы науке

Минэкономразвития поясняет, что для отбора инновационных проектов компании могут ориентироваться на критерии, разработанные профильными министерствами. Но, по этим самих компаний, набор критериев везде примерно одинаковый и весьма общий: инновационный продукт или технология должны обладать новизной, рослым техническим уровнем и давать более высокий экономический эффект по сравнению с традиционными решениями. «Ведомости» адресовались в 15 компаний из списка с просьбой прокомментировать, какие инновации они закупают у небольшого бизнеса.

Оказалось, что каждый трактует инновации по-своему.

Не тот термин

В 2013 г. госкомпании из космического сектора, авиа-, судо- и автомобилестроения вкладывали в программы инновационного развития возле 16% выручки, говорится в исследовании ВШЭ. 76% этих расходов доводилось на исследования и разработки. Но в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и энергетика, а также в инфраструктурных компаниях часть расходов на исследования и разработки составляет менее 10%. А остальные 90% доводятся на закупку нового оборудования, что относится не к инновациям, а к модернизации, говорит Михаил Голанд из НИУ ВШЭ.

«Ростелеком» закупает инновации в основном у крупных поставщиков, рассказал Андрей Овчинников, представитель компании. Это оборудование связи, так DWDM – уплотнители, технологические датчики, приборы для обслуживания каналов связи и офисов компании, услуги по разработке специализированного программного обеспечения и т. д. Он затруднился пояснить, какую собственно инновационную продукцию компания планирует закупать у малого бизнеса в 2016 г. Дефиниция, какая продукция является инновационной, расплывчато, замечает Овчинников. До сих пор компания руководилась собственными представлениями об инновациях, но, поскольку теперь правительство взялось контролировать ситуацию, компания ждет от него добавочных разъяснений, отметил он.

Некоторые госкомпании закупают такие инновации, какими малый бизнес не занимается. Например, РЖД, по словам представителя компании, причисляет к инновационным товарам магистральные грузовые локомотивы 2ЭС10, 2ЭС5, пассажирские локомотивы ЭП20, а также двухэтажные пассажирские поезда и «Касатки». Из 660 локомотивов, закупленных в 2014 г., 69 инновационных. В 2015 г. часть закупок инновационной продукции у РЖД составила 8,5%, в 2016 г. ее планируется повысить до 8,6%, рассказал представитель компании.

По словам Юрия Зафесова, директора департамента закупочной деятельности компании «Россети», компания при отборе инноваций вечно руководствовалась академическим пониманием этого слова. Представители «Русгидро» затруднились с ответом на проблема, что в компании понимают под инновационными товарами.

Высокий залог

Михаил Кудинов, одинешенек из основателей IT-компании VeeRoute, которая занимается информационными системами для планирования маршрутов с учетом автомобильных пробок, сообщает, что недавно VeeRoute заключила контракт с «EMS Почта России» на разработку системы для доставки посылок. Получить заказ напрямую было нереально, признает предприниматель, из-за жестких заявок к поставщикам: ненулевая ежеквартальная отчетность, три года на рынке и т. п. VeeRoute, какой было меньше года, пришлось договориться о партнерстве с одним из системных интеграторов, и в тендере участвовал этот интегратор, пояснил предприниматель.

Небольшие компании не участвуют в гостендерах еще и потому, что им не хватает денег: претендент должен перечислить на счет заказчика заклад в 5% от суммы контракта (который потом возвращается), а в случае победы в тендере – еще 10–30% как гарантию выполнения контракта, повествует Анатолий Милюков, гендиректор и один из основателей компании «Точка юга». Заклад для участия «Точки юга» в тендере на разработку геоинформационной системы на 16 млн руб., какой проводила администрация Звенигорода, внес партнер Милюкова – бизнесмен Константин Тюрин. Тендер предприниматели выиграли и из заработков смогли привнести залог уже для участия в следующем конкурсе.

Госзаказчики устанавливают также заявки к выручке поставщиков – например, от 100 млн руб. в год, говорит Виктор Зубрик, одинешенек из основателей компании «Инвенд», разработчика терминалов самообслуживания. «Инвенд» участвует в тендерах на установку электронных очередей для многофункциональных середин и региональных налоговых органов. Компания за последние два года выиграла возле 10 госконтрактов, но во многих тендерах она даже не пытается участвовать, так как не готова снижать стоимости. «Прибыльность госпроекта обычно не превышает 20%, а кредиты, которые нам доводится брать у знакомых, обходятся дороже», – поясняет Зубрик.

Заказчик для экспериментов

У софтверной компании 1С насчитывается немало 6700 франчайзи, и почти все они относятся к МСБ. Им распоряжение правительства пойдет на прок, считает Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ 1С.

Однако иные крупные IT-компании говорят, что усилия государства по форсированию закупок инноваций у небольшого бизнеса вряд ли дадут результат. У заказчиков есть объективные вина, чтобы предпочесть крупных поставщиков мелким. Если во время проекта что-то пойдет не так, у небольшого предприятия не достанет ресурсов, чтобы решить проблему в экстренном порядке и госкомпании скорее итого придется объявлять конкурс повторно, рассуждает Юрий Корюкин, гендиректор компании «ABBYY Россия».

Крупные заказчики, особенно государственные, страшатся быть первыми по части внедрения у себя новинок, замечает Кудинов, большинство из них предпочитает закупать пускай устарелые, но проверенные временем продукты.

Мелкие предприниматели часто не обладают необходимыми компетенциями, сертификатами, экспериментом и кадрами, говорит Михаил Голанд, директор Центра взаимодействия с органами воли, институтами развития и компаниями Института статистических исследований и экономики знаний Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Кроме того, лишь крупный поставщик может гарантировать, что в случае поставки товара низенького качества он компенсирует убытки в десятки и сотни миллионов рублей. Небольшой бизнес таких гарантий дать не может, резюмирует эксперт.

По словам Голанда, госпредприятия предпочитают владеть дело с крупными поставщиками потому, что высокотехнологичные системы требуют сложной технической поддержки (сервисы оборудования и обновления ПО). А в малых и средних IT-компаниях программистов и инженеров немного, работают они внештатно, да и продукт часто бывает сырым, потому что нет поре, денег и людей для полноценной отладки, говорит Голанд. Многие из инновационных фирм как раз и рассчитывают, что крупный заказ поможет довести технологию до ума. Но заказчикам необходимы не просто хорошие идеи, а готовые решения, заключает эксперт.

Без крупных контрактов тонким высокотехнологичным компаниям никогда не дорасти до уровня западных разработчиков, замечает Зубрик. «Если в стоимость контракта включена поддержка софта, я смогу под эти мишени нанять на проект программистов в штат, – говорит Зубрик. – Но если стоимость контракта невелика и мы не сможем обеспечить поддержку продукта, то вовсе не будем участвовать в тендере».

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *