Продовольственное эмбарго породило целую сеть поставщиков сыра

0

Интернет-магазин Chill­cheese начинов торговать запретным сыром в декабре 2015 г. Его основали 26-летняя Наталья Новикова, скрипачка и студентка консерватории, и 28-летний юрист Сурен Матевосян. Молодые люд живут в Гамбурге и считают, что бизнес их вполне законен. В Германии они основались восемь лет назад, у них есть звукозаписывающая студия, кроме того, они занимаются вывозом студийного и концертного оборудования в Россию, рассказывает Новикова. И теперь разрешили расширить ассортимент поставок, открыв сырный интернет-магазин.

По гамбургскому счету

Физиологические лица в России могут легально получать по экспресс-почте из-за рубежа 31 кг продуктов столы (на сумму не более 1000 евро). Chillcheese пересылает сыр в Россию с поддержкой сервиса доставки товаров покупателям Boxberry. Только надо соблюсти ограничение – в одной посылке не может быть немало 5 кг продуктов, говорит Новикова. Любая еда в почтовой посылке должна быть в заводской упаковке, т. е. невозможно взять головку сыра, отрезать кусок и переслать, объясняет Сергей Поткин, глава международного отдела Boxberry. Через его службу проходит пять-шесть посылок из сырного интернет-магазина Гамбурга в неделю, уточняет он. Получатели – физиологические лица и речь идет не о регулярных поставках одному покупателю, потому пересылка вполне законна, добавляет Поткин.

«Вы выбираете сыр на сайте, мастерите заказ, оплачиваете его, и через семь дней курьер приносит вам домой охлажденный свежий сыр» – так Новикова описывает услуги лавки в соцсетях. Чтобы сыры по дороге не испортились, их упаковывают в вакуум и кладут в особый бокс с охлажденным гелием. Заказ на 50 евро и более доставляется даром. Пока объемы небольшие – всего 15 кг в неделю, зато посредственный чек – около 7000 руб. – гораздо больше, чем у московских магазинов, торгующих влажном, говорит Матевосян. Прибыль Chillcheese составляет около 40%. Основные покупатели – московские топ-менеджеры, предприниматели и их супруга, уточняет Новикова.

Интерес к поставкам продуктов в Россию из Европы кушать, говорит Поткин. В Boxberry обращалось несколько итальянских интернет-магазинов деликатесов, но для них стоимость логистики оказалась слишком высокой. Цена доставки такой посылки из Гамбурга – 10–12 евро. Для Chillcheese подобный способ оказался по карману, возможно, потому, что они занимаются доставкой еще и музыкальных инструментов, полагает Поткин.

Сырные бутлегеры

Любой день из Петербурга в Финляндию отправляется 10–20 автобусных туров – маршруток с челноками, сообщает Дмитрий Паcнов, совладелец логистической компании Galley Shipping. Если ранее питерские челноки везли из Финляндии запчасти, технику, одежду, то сейчас к ним добавились санкционные продовольствие питания, знает Паcнов. Формально законов они не нарушают: физические лики могут беспошлинно ввозить в Россию 50 кг продуктов питания (не немало чем на 1500 евро). Только при прохождении таможни груз надо владеть при себе и доказать, что они ввозятся для личного пользования.

Для жителей Петербурга доставка сыров из Финляндии и Прибалтики обратилась в популярный бизнес, которым занимаются целые семьи или курьеры-одиночки, судя по объявлениям на сайте Avito. Обыкновенно челноки – это домохозяйки, которые могут потратить на поездку весь день, и заработки у их небольшие, замечает Паснов. Как правило, возят герметично упакованные продовольствие. Среди хитов – итальянский пармезан, французские и датские сыры с плесенью, финский эдам, Oltermanni производства Valio. На сайте Avito в разделе «Санкт-Петербург» по запросу «сыр Финляндия» лишь за март выпадет около 50 объявлений. «Мы с мужем на машине поутру едем туда, а вечером возвращаемся и, если вы купите больше пяти упаковок, привезём до порога бесплатно», – объясняет жительница Петербурга. Двухсотграммовый кус пармезана у таких курьеров обычно стоит 550 руб., 900-граммовая упаковка Oltermanni – 600–650 руб.

Италия на Воздвиженке

Клиентов у лавок, подобных Chillcheese, очень мало: человек не только должен быть состоятельным, но и неплохо разбираться в сортах сыра, считает Поткин. Но ничтожно мало людей, способных отличить горгонзола от рокфора. К тому же они могут приобрести санкционные французские сыры (завезенные, например, из Белоруссии) в московских супермаркетах, сообщает Паснов. На дорогие сыры вроде камамбера, пармезана, моцареллы традиционно доводится всего 1–2% продаж сыра в России, отмечает Андрей Даниленко, предправления Национального альянса производителей молока. А сейчас российские покупатели переключаются на более недорогие «сырные продукты» с добавлением пальмового масла.

Ввозной поток

По официальной статистике Союзмолока, в 2015 г. на часть сыров приходилось около 31% импорта молочных продуктов в стоимостном обороте, на молодые сыры и творог – 7%. Только с сентября по декабрь 2014 г. с российского базара ушли страны, обеспечивающие ранее до 38% всего импорта молочных продуктов: Финляндия (сливочное масло и влажны), Нидерланды (сыры), Германия (сыры и сыроподобные продукты), Литва (влажны), Польша (сыры), Франция (сливочное масло, сыр, молочная сыворотка). За 2013–2015 гг. часть сыров в структуре импорта молочных продуктов в Россию сократилась с 56 до 38%. Основным поставщиком сыров и творога в Россию является Белоруссия (81% – по итогам 2015 г.).

В марте в Москве пройдет гастрономический фестиваль Italian Week, какой проводят уже четвертый год подряд. Его организаторы в мае 2015 г. решили открыть интернет-магазин, какой торгует итальянской кулинарией и продуктами, как рассказала Екатерина Антошкина, совладелица проекта. Для приготовления блюд итальянской кухни наняли итальянского шеф-повара Роберто Бруно. Влажны фигурируют в каждом втором заказе интернет-магазина, а средний чек составляет 3500 руб., сообщает Антошкина.

На сайте Italian Week Market, к примеру, можно обзавестись сырную тарелку за 3590 руб. – ассорти из пармезана, горгонзолы, молодого пекорино с фисташками и вялеными помидорами, рикотты, проволоне и проч. Кушать сервис доставки, но некоторые покупатели приезжают за своими тарелками с влажном в пункт самовывоза на Воздвиженку. «Когда погода хорошая, бывает пять заказов в день, а в успешные дни – до 30», – рассказывает она. У Italian Week Market несколько надежных поставщиков, какие вышли на магазин сами. Из 18 видов сыра половина итальянские, половина сделана в России по итальянским технологиям. Российские влажны имеют нестабильное качество, говорит Антошкина, но и настоящих ценителей влажна немного. «Нам жаловались на пармезан, в котором попадаются комочки, хотя для этого сорта хрустящие включения – норма», – приводит образец Антошкина.

Лавка сыролюба

Можно выстроить успешную сырную розницу, не торгуя запрещенными продуктами вообще, убежден бывший руководитель проектов Бюро кредитных историй Equifax Александр Крупецков, какой открыл маленький магазин «Сырный сомелье» за месяц до введения санкций. Так вышло невзначай, рассказывает он. Сейчас у Крупецкова две точки – недалеко от метро «Достоевская» в одном торговом зале с лавкой «Австрийские вина» и на мосту «Багратион». Средний чек составляет 1200–1500 руб., а торговли – 1 млн руб. в месяц.

Инвестиции в магазин и первую партию сыра составили 700 000 руб. Ассортимент был сформирован по рекомендации русской владелицы сырного лавки из Бельгии, но в Москве эти сорта никто не покупал. Следующую партию – французских и итальянских сыров – Крупецков поспел купить до эмбарго. Когда ввели запрет в августе 2014 г., Крупецков разом же поехал к поставщикам и закупил товара на два месяца вперед. Когда полки обыкновенной розницы опустели, столичные сыролюбы потянулись к нему. Это помогло «Сырному сомелье» сделать имя.

Править сырной розницей, когда отрасль лихорадит, непросто: за полтора года Крупецкову пришлось несколько раз менять ассортимент. До половины лета в 2015 г. можно было торговать безлактозным сыром, но после и его запретили, рассказывает он. Сейчас 50% ассортимента «Сырного сомелье» занимают швейцарские влажны и 30% – российские производители, как правило небольшие сыроварни: «Авторские влажны Кузнецова», сыроварня «Полянка», экоферма «Никольскульская», «Коза ностра», сыроварня Ларисы Фоминой, «Лефкадия». Всё прочее – Тунис, Сербия, Марокко, Уругвай, Аргентина. Российские производители сами приносят «Сырному сомелье» на пробу свою продукцию. Крупецков сознается, что на него не раз выходили поставщики нелегального сыра с предложениями о сотрудничестве, но предприниматель всем отказывал. «Ко мне нередко приходят проверки – зачем мне это?» – объясняет Крупецков.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *