Российские пиар-компании не попали в международный рэнкинг

НАУКА и ТЕХНИКА

Гонорары 250 крупнейших пиар-компаний в вселенной в 2016 г. выросли на 7% до $11 млрд, подсчитала компания Holmes report. Так, лидер базара – американская Edelman получила в прошлом году от клиентов в качестве вознаграждения $875 млн, что на 2,4% вяще, чем годом ранее. Гонорары самой маленькой компании в рэкинге – немецкой Akima Media вытянулись на 2,5% до $4,4 млн. Весь глобальный рынок пиар-услуг Holmes report оценил в $15 млрд, что на 5,6% вяще, чем в 2015 г.

Holmes report – самый авторитетный международный рэнкинг пиар-компаний, и в этом году впервые за немало лет в него не попала ни одна российская компания. Руководители агентств, опрошенные «Ведомостями», винят в этом новоиспеченные правила, введенные именно для российских участников рэнкинга – с этого года их цифры должны быть удостоверены аудиторской компанией из «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и KPMG). Впервые о новоиспеченных правилах агентства, по словам собеседников «Ведомостей», узнали из анкеты участника, какую компании заполняют за несколько месяцев до выхода рэнкинга. Новоиспеченные требования были введены из-за «постоянных сомнений в этих», следует из объяснения в анкете, с которой ознакомились «Ведомости». Представители Holmes report не отозвались на запрос «Ведомостей».

Российские компании не захотели подтверждать эти с помощью аудиторов из «большой четверки». «Мы понимаем обеспокоенность Holmes report, но наем “большенный четверки” – чрезмерное требование, – считает президент КРОС Сергей Зверев, – для коммуникационной группы такая услуга может стать в сумму до $100 000». Представитель «Михайлов и партнеры» заявил, что финансовые итоги группы и так аудируются компанией «Нексия Пачоли» и менять аудитора ради участия в рэнкинге не представляется целесообразным.

По словам собеседников «Ведомостей», участие в Holmes report необходимо российским пиар-компаниям, скорее, для имиджевых задач. «Но когда из рэкинга исключают Россию целиком – это, разумеется, плохой знак», – говорит гендиректор SPN Communications Андрей Бараников. Председатель рекомендации директоров АГТ Вячеслав Лащевский, впрочем, уверен, что на бизнес российских пиар-компаний отсутствие в Holmes report глобально никак не повлияет: «Но было ощущение, что против нас завели санкции».

Медиаитоги года

В рэнкинг 2015 г. (был опубликован прошедшей весной) попали шесть российских коммуникационных компаний – «Михайлов и партнеры» и iMars (63-е и 64-е пункты соответственно), SPN Communications и АГТ (72-е и 73-е место), КРОС (86-е пункт), Pro-Vision Communications (240-е место). Данные по гонорарам компаний в рэкинге указываются в долларах. В течение 2015 г., по этим ЦБ, курс рубля по отношению к доллару вырос на 29,5% до 70,88 руб. Это не помешало трем российским пиар-компаниям (iMars, SPN и КРОС) повысить гонорары в долларовом исчислении. Самое большое снижение вознаграждения показала группа «Михайлов и партнеры» – минус 13,5%. Получается, доходы всех шести участников рейтинга в 2015 г. вытянулись, несмотря на ослабление рубля и кризис в экономике. Баранников подтвердил «Ведомостям», что доходы SPN в 2015 г. существенно вытянулись как в рублях, так и долларах: «У нас есть несколько контрактов, которые зафиксированы в валюте». Зверев также показал, что у его компаний есть контакты в валюте, так что ослабление рубля не повлияло так критично на размер гонораров. Президент iMars Владимир Ступников сообщает, что в 2015 г. у группы «стартовало несколько серьезных проектов». По этим «СПАРК-Интерфакса», в 2015 г. выручка этих трех компаний вытянулась, но меньше чем на треть. Один из собеседников «Ведомостей» указывает, что по динамике выручки некорректно судить, как изменилось вознаграждение пиар-компании – это не фиксированный процент, оно мощно отличается от проекта к проекту и часто даже не прописывается отдельной строкой в контракте с агентством.

По словам Ступникова, новоиспеченные требования к российским компаниям были введены Holmes report после того, как его созидатели получили запросы на внесение изменений в уже опубликованный рэнкинг. После публикации рэнкинга в прошедшем году вышел скандал – один из российских участников рэнкинга усомнился в итогах конкурента и потребовал скорректировать собственные, настаивая, что его компания показала наилучший результат, рассказали два собеседника «Ведомостей». Поскольку рэнкинг выстроен на доверии к присылаемым агентствами цифрам, а российские компании не входят в число крупнейших пиар-фирм вселенной, создатели Holmes report позаботились прежде всего о собственной славы и ввели новые жесткие требования для российских участников. Лишь одинешенек из собеседников «Ведомостей» признал, что российские компании «немного мухлюют», но в этом «никак не выделяются от участников из других стран» – можно, например, по-разному вычленять сумму гонорара. Два иных собеседника «Ведомостей» указывают, что в итоге разногласия между российскими участниками бывальщины урегулированы – выяснилось, что компании пересчитали гонорары по разному курсу доллара (в методологии Holmes report не показано, какой курс надо использовать – тот, что действует на момент заполнения анкеты, на крышка года или на дату заключения контрактов с клиентами).

Зверев сообщает, что пиар-компании уже обсудили вопрос на базе Ассоциации компаний-консультантов в районы связей с общественностью (АКОС, Зверев ее возглавляет): «Мы рассчитываем уверить Holmes report принимать данные, проверенные качественными российскими аудиторами». Бараников добавил, что не хотелось бы, чтобы собственно российские компании дискриминировали в рэнкинге – к этому нет оснований.

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий