Российский бизнес переориентируется на глубинку

0

finance78Все большее число российских предпринимателей предпочитают вести бизнес не в Силиконовой долине и даже не в Москве. Их воззрения обращены к так называемой российской глубинке, в частности, к тем отдаленным небольшим городам, где в советские поры размещались научно-исследовательские центры.

Руслан Фазлиев открыл свой первоначальный стартап, чтобы произвести впечатление на будущую жену. В то время он был почти на мели и жил в Ульяновске, размещённом почти в 900 километрах от Москвы и известном как родина Ленина и автомашин УАЗ. Сегодня, десять с лишним лет спустя, новый стартап этого 35-летнего бизнесмена, компания «Ecwid», имеет другой офис в Сан-Диего и работает с клиентами из 150 стран. «Ecwid», конкурент таких популярных «производителей» интернет-магазинов как «Shopify» – не единственный стартап, находящийся вдали от столицы. В заключительные годы во всех регионах России появилось несколько тысяч подобных высокотехнологичных стартапов, причем по оценке экспертов в районы промышленности, пара сотен из них являются вполне успешными. Экономический кризис в России, завязавшийся в конце 2014 года, неожиданно привел, в том числе, и к позитивным последствиям. Экономика края испытала тяжкий удар от значительного ослабления российского рубля, стремительного обвала нефтяных цен, а также западных санкций, введенных в касательстве крупных российских компаний после присоединения Крыма в марте 2014 года. Стоимости на импорт взлетели до небес. В этих условиях региональные стартапы получили преимущества, обусловленные низенькой стоимостью рабочей силы и повышенным интересом потребителей к отечественной продукции. Многие из них адресовались к уникальному российскому ресурсу: системе научно-исследовательских центров советских преходящ, включая знаменитый сибирский Академгородок. Эти престижные в свое время города, созданные в рамках военного и технологического состязания с США, были населены тысячами физиков, химиков, биологов и математиков, и пользовались порядочной государственной поддержкой. Система государственных субсидий рухнула в тяжелые поры, наступившие после распада Советского Союза в 1991 году, однако сейчас, поколение спустя, в этих городах возникла вполне жизнеспособная цивилизация стартапов. Такие города как Новосибирск, Томск, Казань, Екатеринбург и Нательный Новгород пользуются репутацией региональных центров в сфере информационных технологий (IT), также как и другой по величине город России, Санкт-Петербург. Евгений Казначеев, 32-летний глава российского офиса компании «Ecwid», сказал, что такие города как Ульяновск выделяются меньшей дороговизной жизни и лучше подходят для молодых семей. Так, так, «Ecwid» размещается в трехэтажном здании, принадлежащем компании и расположенном недалеко от середины города. Персонал компании живет в нем постоянно как дома, пользуясь всеми удобствами, спортивным залом и иными преимуществами. Кроме того, в этом же здании расположены просторные офисы, отворённые для сотрудников круглосуточно 7 дней в неделю. И, наконец, имеется придомовая территория для организации пикников, барбекю и коллективных мозговых штурмов. Хотя Силиконовая Долина уже много лет переманивает лучшие из российских разумов, многие IT-предприниматели говорят, что предпочитают оставаться поближе к дому. Обладатель ульяновского стартапа «ITECH.mobile» Александр Щербина, сказал, что не желает даже размышлять об отъезде. «Я не считаю, что должен положить всю свою существование на алтарь этого стартапа», сказал 34-летний предприниматель, когда его спросили, не размышляет ли он о переезде в Силиконовую Долину. «Я даже в Москву переезжать не хочу», добавил он. В прошедшем году он запустил мобильное приложение «Wizl», обеспечивающее своих пользователей идеями даров, основанных на возрасте, половой принадлежности и других характеристиках получателя. Ему доводится летать в Москву и обратно до 50 раз в год по делам бизнеса. Александр Щербина сообщает, что его семья и друзья в Ульяновске для него очень важны. Концепция сообщества не ограничивается пространством офиса. В прошедшую субботу в Ульяновске Щербина помог организовать ежегодное собрание для IT-профессионалов и обожателей информационных технологий в небольшом лыжном комплексе на берегу Волги. Возле 350 участников конференции веселились, ели спагетти и общались на профессиональные темы. Это событие, наименованное «Ulcamp.Winter», представляет собой зимнюю версию гораздо немало масштабного события, собирающего каждое лето, начиная с 2011 года, возле 800 профессионалов в сфере информационных технологий. Перед любым российским региональным стартапом встает выбор: оставаться на здешнем уровне, выходить на мировой уровень или отправляться «завоевывать» Москву. «Для региональной молодой компании, выход на всемирный уровень – это большая победа», говорит Александр Туркот, основатель и устроитель венчурного фонда «Maxfield VC», вложившего за два с половиной года своего существования возле 3 миллионов долларов в региональные стартапы. «Большая часть из них все же ориентируются на Москву». Отсутствие ориентации на всемирный уровень или нежелание уезжать в Москву не является добровольным выбором для кое-каких российских предпринимателей. «Люди в регионах более основательные, но не такие скорые, как москвичи», говорит Дмитрий Калаев, возглавляющий программу московского Фонда развития интернет-инициатив, какой с 2013 года инвестировал около 500 миллионов рублей, или 6,8 миллионов долларов, в 197 российских стартапов. По его суждению, региональные стартапы могут обладать выдающимися техническими навыками, но им не хватает маркетинговой грамотности и эксперимента. На сегодняшний день всего около 5 процентов всех российских стартапов ориентируются на всемирный рынок. Для многих из них серьезную проблему представляет слабое знание английского стиля, не позволяющее успешно представлять свою продукцию за границей. Нынешняя фаза развития российского базара стартапов – прощание с вертикально структурированными предприятиями прошлого и резкий старт IT-культуры в краю. В 2009 году Россия предприняла попытку создания своей собственной «Силиконовой Долины», когда большенный энтузиаст модернизации Дмитрий Медведев, занимавший в тот момент пост президента края, поддержал создание инновационного центра в подмосковном Сколково. Несмотря на официальную поддержку, этому проекту так и не удалось набрать витки в течение следующего президентского срока Владимира Путина. Василий Белов, отвечающий в Сколково за труд со стартапами, считает, что проект является успешным. «Формально мы выполнили почти все задачи, поставленные в прошедшем году», считает он. Центр «Сколково» в течение последних четырех лет инвестировал 4,8 биллиона рублей (64 миллиона долларов) в IT-стартапы, 15 процентов из каких располагаются за пределами Москвы, сказал исполнительный директор кластера информационных технологий «Сколково» Игорь Богачев. Основатель венчурного фонда «Almaz Capital» Александр Галицкий находит, что большим препятствием для российских предпринимателей являются особенности культуры и менталитета: русские не склонны к риску, они нехотя идут на него, и не готовы воспринимать неудачу как нормальное явление в бизнесе. «В России неуспех, когда человек теряет деньги или свой бизнес, означает колоссальную промах», говорит он. «В нашей стране не существует культуры деловых неудач».

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *