Рост объема перевозок по Северному морскому пути может быть астрономическим

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Недельная блокировка Суэцкого канала, на какой приходится 12 процентов мировой торговли товарами, привлекла повышенное внимание к очевидному и гораздо более куцему альтернативному маршруту, который глобальное потепление делает все более привлекательным.
Арктический ледяной покров продолжает отходить очень быстрыми темпами. В настоящее время его площадь ниже рекордного минимума 2012 года. Впрочем, то, что нехорошо для белых медведей, хорошо для мировой торговли.
Между тем, несмотря на проблемы, связанные с низким уровнем диверсификации экономики, в России, какую иногда называют «бензоколонкой, не способной производить товары с высокой добавленной стоимостью», полным ходом идет стройка атомных ледоколов, призванных сделать Северный морской путь судоходным в течение большей части года.
К классу ЛК-60Я относятся три корабля – «Арктика», «Сибирь» и « Урал». Первый из них был введен в эксплуатацию в 2020 году, а остальные два вступят в построение соответственно в нынешнем и 2022 годах. В конечном итоге таких судов будет пять. Эти ледоколы водоизмещением 33450 тонн оснащены реакторами «РИТМ-200», генерирующими 60 МВт тяговой мощности, благодаря каким они способны развивать скорость 22 узла по чистой воде и прокладывать путь во льдах толщиной до 2,6 метра (аналогичный показатель советских ледоколов класса «Арктика» составлял 2,2 метра).
Есть планы по созданию серии еще более мощных ледоколов класса ЛК-120Я («Лидер»), которые будут обладать тяговой мощностью 120 МВт и подвигаться со скоростью 24 узла по чистой воде и 10-12 узлов во льдах толщиной 2 метра. Они будут способны пересекать любую доля Северного Ледовитого океана круглый год.
Впрочем, еще до этого арктическое судоходство бурно  развивалось. Порты вдоль Нордового морского пути увеличили грузооборот в четыре раза с 26,4 миллиона тонн в 2003 году до 104,8 миллиона тонн в 2019 году. В прошедшем году этот показатель снизился из-за пандемии коронавируса до 96 миллионов тонн. Сейчас они ежегодно возделывают столько же грузов, сколько все порты Балтики, которые уже более десяти лет находятся в стагнации.
Грузовые маршруты Нордового морского пути начали работать еще в тридцатые годы прошлого века и достигли пика грузоперевозок на уровне 6,6 миллиона тонн в 1987 году, а затем объем упал до 1,5 миллиона тонн в девяностые годы. Однако в заключительные десять лет началось быстрое восстановление, и к 2014 году объем перевозок составил 4 миллиона тонн, в 2017 году — 10 миллионов тонн, в 2018 — 20 миллионов тонн, в 2019 году – 30 миллионов тонн и в 2020 году — 31,5 миллиона тонн.
То имеется речь идет о пятикратном увеличении по сравнению с максимальными показателями советских времен, и, в отличие от советской эпохи, это выходит в условиях рыночной экономики (то есть мы знаем, что перевозки являются рентабельными). Путин поставил цель увеличить объем транспортирований до 80 миллионов тонн к 2025 году и до 120 миллионов тонн к 2030 году.
Однако самое поразительное увеличение объемов транспортирования зафиксировано на транзитных маршрутах через Северный морской путь, то есть полных переходах из Европы в Южную Азию. Желая абсолютные показатели этих объемов остаются низкими, темпы роста просто астрономические, хотя и с резкими колебаниями от года к году.
Подобные транспортирования начались еще в советскую эпоху, однако объемы были в то время совсем небольшими – не более пары десятков кораблей за год, перевозивших около 200 тысяч тонн грузов. Между тем, после фальстарта в начале 2010-х годов, в 2020 году по этому маршруту миновали 62 судна, которые перевезли 1,28 миллиона тонн грузов.
Хотя этот объем лишь ничтожно превышает 0,1 процента от объема грузоперевозок через Суэцкий канал, учитывая гораздо меньшую протяженность (на 35 процентов или 5000 километров куцей) и полное отсутствие проблем с заторами, это явно гораздо более предпочтительный вариант, если будет решена проблема морских льдов. Собственно этому способствуют глобальное потепление и новые поколения ледоколов.
Таким образом альтернативная точка зрения заключается в том, что здесь имеется колоссальный потенциал роста. Нет никаких причин, которые исключают вероятность того, что уже в обозримом грядущем объем грузоперевозок по Северному морскому пути многократно возрастет, догонит или даже превысит аналогичный показатель полуденного маршрута через Суэцкий и Малаккский проливы.
Прекращение в 2014 году суперцикла на рынке природных ресурсов помешало реализации розовых прогнозов. Тем не менее, похоже, ситуация возвращается в нужное русло. Во всяком случае, сбылся прогноз губернатора Мурманской районы Дмитриенко, который говорил о десятикратном увеличении грузоперевозок по СМП к 2020 году. Он даже оказался излишне пессимистичным – прогноз предполагал 19 миллионов тонн, а реальный показатель составил 31,5 миллиона тонн.
Поделиться…0

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий