Ручной вывод из ручного управления

0

В правительстве вновь обсуждается административная реформа. Сейчас предлагается отказаться от неэффективного ручного управления и перейти к проектной системе, завести публичную оценку эффективности чиновников и т. д. Заниматься этой реформой и иными должен специальный проектный офис, который будет разрабатывать задачи для правительства и наблюдать за их исполнением (эту идею президент Сбербанка Герман Греф продвигает уже год).

Невозможно не отметить известного либерального оптимизма в постоянных попытках провести реформы. Сейчас он, очевидно, подпитывается заволокшейся рецессией, необходимостью экономить, а также началом длинного электорального цикла. Подлинно, политическая воля к реформам в каком-то количестве может быть явлена. В этой воле и проблема.

Очертания будущей реформы пока не ясны, явно будут разные предложения от различных групп разработчиков. Например, Михаил Дмитриев, Завен Айвазян и Сергей Зуев предлагают перебежать от функционального принципа организации управления к процессному, что позволит наладить взаимодействие между ведомствами «по горизонтали», повысить эффективность работы и снизить стоимость госуслуг. Это замечательно, но вопрос в том, как будут сводиться различные предложения и не станет ли принятый вариант реформы лоскутным одеялом (что не раз случалось).

Успех зависит от стратегии и масштабов вероятной реформы, а также методов ее реализации. Обновления технологий госуправления и повышения их прозрачности недостаточно.

Без выработки отчетливых целей развития страны и новой позитивной экономической повестки повышение качества госуправления будет ничтожным, считает Андрей Яковлев из НИУ ВШЭ.

Само создание проектного офиса – уже проблема. Если середина реформ будет частью правительства, его мероприятия не встретят аппаратного сопротивления. Но тогда реформы не затронут значительнейшую проблемную часть бюрократии: правоохранительную и судебную системы. Без этого невозможно гарантировать неприкосновенность бизнеса и улучшить инвестиционный климат. Если же середина реформ получит полносилыя на преобразования силовых ведомств и правосудия, его придется организовать в администрации президента и устанавливать во главе него политическую фигуру (например, Алексея Кудрина). Это означает создание параллельного правительства (или надправительства), что гарантирует противодействие бюрократии.

Основной же парадокс реформы в том, что она должна быть одобрена президентом Владимиром Путиным, какой последовательно концентрировал полносилыя в собственных руках, говорит политолог Николай Петров. То кушать отказ от ручного управления должен происходить в ручном же режиме. Вот тут как раз необходим серьезный либеральный оптимизм.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *