РЖД создаст торги услугами перевозки

ФАС одобрила передачу в аренду Федеральной грузовой компании (ФГК, дочерняя структура РЖД) парка «УВЗ-логистик». Об этом «Ведомостям» известил представитель службы. ФГК вплотную приблизится к лидеру рынка по общему парку вагонов – Первой грузовой компании – и перегонит ее по количеству полувагонов, самого популярного типа подвижного состава.

Как обещал глава ФАС Игорь Артемьев, сделка согласована с поведенческими условиями. РЖД, как собственнику ФГК, рекомендовано организовать на электронной площадке базар спотовой торговли услугой перевозки.

Цель – дать возможность грузоотправителю размещать заказ напрямую на электронной торговой площадке РЖД, объясняет советник главу ФАС Павел Шпилевой. В первую очередь это направлено на привлечение малых и посредственных грузоотправителей, продолжает он. РЖД должна будет привлечь на эту площадку вагонный парк ФГК и иных операторов на недискриминационных условиях. «Вагоны, задействованные на электронной торговой площадке, могут получить ряд преференций: скидку на порожний пробег и самодействующее подтверждение плана перевозки», – указал Шпилевой, уточнив, что прорабатываются и иные стимулирующие механизмы. Сроки запуска электронной торговой площадки должны быть согласованы со службой до крышки апреля. «Задачи этой площадки – оптимизация загрузки инфраструктуры РЖД, упрощение заказа транспортирования для малых и средних грузоотправителей, а также прозрачное ценообразование на услуги по предоставлению вагонов», – подчеркивает представитель ФАС.

Что выйдет

На начало года парк «УВЗ-логистик» с учетом финансового лизинга составил 37 672 вагона (в том числе 28 000 полувагонов и 9500 цистерн). ФГК на 1 января 2016 г. правила 129 500 вагонами, полувагонов у нее 98 000.

Представители РЖД и ФГК не стали комментировать предписания ФАС до получения документа. Сотрудники двух операторов уверены в том, что предписания ФАС будут резаться на руку ФГК и создадут для нее дополнительные преференции. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что предоставление скидки на порожний пробег для вагонов, осуществляющих транспортирования по спотовым заказам, приведет к дополнительным и непредусмотренным расходам для РЖД. Основными бенефициарами могут сделаться компании, располагающие незадействованным и довольно старым парком, отмечает эксперт. Операторская услуга – это не попросту предоставление подвижного состава для перевозки, это целый комплекс логистических решений, сформированный под конкретного клиента, такая услуга не может быть биржевым товаром, потому вывод вагонов на электронную площадку с расчетом на спотовый сегмент вряд ли сделается массовым явлением, сказал представитель «Трансойла». Источник в одной из крупнейших компаний-операторов находит, что применение указанных ФАС преференций приведет к деформации сложившихся, отработанных технологий труды на операторском рынке. ФГК сможет получить инструмент для коррекции цен на рынке: за счет размера парка «дочка» РЖД может предлагать такие ценовые обстоятельства, которые недоступны мелким и средним владельцам вагонов, – устанавливать нательные ценовые пределы, переживает собеседник «Ведомостей». «Биржевая ставка» на вагон будет рослее среднерыночной, потому что, скорее всего, за услугой будут обращаться грузоотправители со сложными грузами, не согласен Бурмистров.

В сегменте транспортирований в полувагонах в 2015 г. от 24 до 30% приходилось на повагонные отправки, помечает Бурмистров. Таким образом, более 30% задействованного парка полувагонов, или немало 140 000 полувагонов, в I квартале было задействовано в повагонных перевозках. «У ФГК 8000–15 000 полувагонов, в подневольности от сезонности, остаются незадействованными, поэтому привлечение части из них на биржевую площадку может быть эффективно интегрировано в коммерческую стратегию», – находит Бурмистров. Еще одно поведенческое условие, которое выставила ФАС, – ФГК должна будет заблаговременно предупреждать службу об увеличении стоимости транспортирования более чем на 7,5%, прилагая к этому экономическое обоснование. Такие же рекомендации получат и иные операторы, рассказывает представитель службы. «Это свидетельствует о том, что ФАС будет активно наблюдать за формированием цены на вагонную составляющую тарифа. Кроме того, это сделается сигналом для участников рынка, что ФАС будет контролировать намечающуюся консолидацию базара», – подытожил Бурмистров.

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий