Сбербанк готовит проект виртуального мобильного оператора

0
Посетите магазины партнеров:
KupiVIP Banggood INT

Сбербанк уже возле года ведет переговоры с несколькими сотовыми операторами о создании виртуального оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), рассказал «Ведомостям» человек, известный с менеджерами Сбербанка, и подтвердили сотрудники двух операторов. Наиболее вероятными партнерами банка двое из собеседников «Ведомостей» находят «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) и «Вымпелком». С Tele2 обсуждение на более продвинутой стадии, добавляет одинешенек из собеседников.

Виртуальным оператором называется компания, которая, используя частоты, номера и технологическую инфраструктуру партнера – оператора мобильной связи, реализует под своим брендом услуги (как правило, ограниченные определенной нишей или целевой аудиторией) и порой сама тарифицирует их. С точки зрения базового оператора она является, по сути, крупным корпоративным клиентом, какой закупает у него трафик оптом и поэтому может претендовать на скидку. Сбербанк, по словам ближнего к нему человека, надеется за счет MVNO не только популяризовать свои финансовые услуги среди обладателей смартфонов, но и значительно снизить затраты на обслуживание клиентов. Банк рассылает своим клиентам масса sms-сообщений, напоминает собеседник «Ведомостей», и должен платить за них сотовым операторам: в год он расходует на это около $100 млн. Заключив с одним из операторов партнерство, можно существенно сэкономить, находит он.

Представитель Tele2 Константин Прокшин подтвердил, что компания вела предварительные переговоры со Сбербанком о создании виртуального оператора. По его словам, Tele2 отворена к предложениям, но приоритет для нее пока – создание виртуального оператора совместно с одним из ее акционеров, госоператором «Ростелеком» (владеет 45% ее акций); над этим проектом сейчас ведется деятельная работа.

Создание виртуального оператора – способ сформировать имидж технологичного и инновационного банка, сообщает бывший руководитель MVNO-направления Tele2 Анатолий Сморгонский (покинул компанию в начине апреля). Подобный проект, по мнению Сморгонского, выгоден компаниям, обладающим вящими розничными сетями и сильными брендами. Сбербанк с его 16 000 отделений по всей краю и популярным брендом под это определение вполне подходит.

Цена бренда

В 2015 г. бренд Сбербанка, как и иных российских компаний, оказался за рамками престижного рейтинга мировых брендов консалтингового агентства Interbrand – во многом из-за девальвации рублевки. А в 2014 г. он занимал 75-е место из 100 и был оценен в $12,637 млрд.

Всемирный тренд – сращивание мобильных и классических финансов, констатирует Сморгонский. К sim-карте, напоминает он, можно привязать электронную подпись – сделав это, можно с поддержкой одного телефона принимать оферты банка, которые раньше необходимо было подписывать только в офисе; тем самым у банка возникает возможность снизить затраты на розничную сеть. Информация об абонентах, какой обладает сотовый оператор, может обогатить данные банка о клиентах и их предпочтениях, находит Сморгонский.

Возможность экономить на sms-рассылках – тоже одна из очевидных выгод для банка, соглашается он. Сейчас рассылка sms обходится заказчику от нескольких копеек до рублевки за одно сообщение: эти деньги банк платит либо оператору напрямую, либо – пуще – агрегатору, который, в свою очередь, договаривается об организации рассылок с различными операторами. При присутствии своего виртуального оператора рассылки sms-сообщений можно делать даровыми, считает Сморгонский: когда количество абонентов MVNO-оператора достигнет определенного степени, он сам сможет стать агрегатором и договариваться о рассылках.

Оператору-донору иметь в партнерах большенный банк тоже выгодно, продолжает Сморгонский: возникает возможность использовать для рекламы и торговли контрактов уже существующие банковские отделения, которые по количеству сопоставимы с розничными сетями операторов. Когда абонент оплачивает услуги связи сквозь банк, оператор вынужден отчислять комиссию банкам за каждую транзакцию, если же это абонент собственного MVNO, его платеж будет зачислен целиком, добавляет Сморгонский.

В августе 2015 г. российские MVNO-проекты обслуживали, по оценке гендиректора iKS-Consulting Максима Савватина, 1,2–1,3 млн абонентов. Крупнейшим из них (возле 800 000 подписчиков) являлся «Связной мобайл», совместный проект МТС и ритейлера «Складной», но в конце 2015 г., после разрыва их отношений, развитие проекта было заледенено. Среди других опытов MVNO – «Матрикс мобайл» (проект «Матрикс телекома» и московского «Мегафона», возле 100 000 абонентов на август 2015 г.), «Аллё» (проект МТС и X5 Retail Group, работавший до 2011 г.; контракты продавались в магазинах «Пятерочка»), «А-Мобайл» (MVNO сети «Ашан» на сети МТС). В крышке декабря 2015 г. «МТТ групп» и финский сотовый оператор DNA начали торговать в Финляндии и России контракты виртуального оператора Aiva Mobile (с двумя номерами на sim-карте – финским и российским). А «Вымпелком» в марте 2016 г. приобрел контрольный пакет виртуального оператора Sim Sim, ориентированного на обслуживание мигрантов. Лишь один из этих проектов участники рынка оценивали как успешный – «Складной мобайл».

Российский рынок мобильных платежей растет в 2,5 раза тише мирового. В 2015 г. оборот российского рынка мобильных финансовых услуг вытянулся на 37% до 70,4 млрд руб., а количество их пользователей – на 15,3% до 11,9 млн человек, вытекает из отчета AC&M Consulting. Среднегодовой рост рынка ее аналитики оценивают в 25–30%, аудитории – в 15–20%. Всемирный рынок финансовых услуг, предназначенных для пользователей мобильных устройств, каждогодне растет на 90–100%: в 2015 г. он увеличился более чем на 88% до $134 млрд, а число пользователей – на 50% до 1 млрд человек, подсчитала AC&M Consulting.

Долгое пора операторы неохотно делились своей инфраструктурой. Но в условиях высокого оттока абонентов ситуация поменялась, сообщает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Он напоминает, что ежемесячно операторы в России расстаются образцово с 3,5% своей базы – это 9 млн из 250 млн действующих в России sim-карт. Абоненты, подключившиеся к MVNO, вернее, считает Анкилов: они держатся не только за оператора, но и за программу лояльности, а также за продовольствие и привилегии, которые получают вместе с такой sim-картой.

Представители Сбербанка, МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев.

ВТБ, как акционер «Т2 РТК холдинга» (27,5%), приветствует все поступки оператора, направленные на повышение его капитализации и прибыльности, говорит представитель банка.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.