Северный морской путь открывает новые возможности для российской индустрии СПГ

0

Представители российской компании «Новатэк» заявили на прошедшей неделе, что к 2030 году ее руководство планирует утроить текущие объем добычи сжиженного природного газа (СПГ) и довести его до 70 миллионов тонн в год. И это несмотря на нынешнее перенасыщение базара, которое привело к снижению цен на СПГ во всем мире, а также падение спроса, вызванное последствиями пандемии Covid-19. У компании имеется исключительно влиятельный союзник, поддерживающий их устремления, и это не президент Путин. Речь идет о Северном морском пути.
В извещенье независимого агентства Argus Media говорится, что в сентябре 2020 года поставки сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ» по Нордовому морскому пути достигли рекордной отметки в 700 тысяч тонн. Предыдущий  рекорд был зафиксирован в августе (624 тысячи тонн), а год назад этот показатель составлял итого 545 тысяч тонн. Судя по всему, объем поставок будет продолжать расти, поскольку в нынешнем году, сообразно прогнозам, Северный морской путь останется открытым для перевозок еще дольше.
Согласно статистике, публикуемой информационным управлением СМП, лишь за первое полугодие 2020 года по этому морскому пути протяженностью в 24 тысячи километров, ведущему вдоль арктического побережья России, было сделано 935 рейсов. Это был порядочный рост по сравнению с соответствующим периодом как 2019, так и 2018  года, особенно если принять во внимание пандемию. Фактически, самым загруженным месяцев для СМП очутился апрель, когда Европа и Соединенные Штаты были скованы жесткими мерами изоляции. Но это еще не все. Большая часть грузов, перевозившихся по маршруту, воображала собой нефть и сжиженный природный  газ. На ямальский объект компании «Новатэк» пришлось 257 рейсов, в то время как поставки нефти и нефтепродуктов с терминала «Ворота Арктики» лишь немножко уступили лидеру: их доля составила 228 рейсов.
С экологической точки зрения таяние арктических льдов является, по суждению многих ученых, тревожным событием. Однако, с точки зрения бизнеса и экономики потепление климата, в том числе и в рослых широтах, открывает широкие возможности. Если говорить о «Новатэке» и его заводах СПГ, это позволяет компании с каждым годом использовать кратчайший линия между Европой и Азией в течение более длительного периода. Этот фактор, несомненно окажет влияние на стоимости, и эффект будет благоприятным.
«Здесь сейчас гораздо больше кораблей,потому что лед тонкий и можно плавать без поддержки ледоколов, – сказал недавно главный редактор норвежского издания High North News О. Хольм в интервью газете Wall Street Journal. – Нордовый морской путь нуждается в масштабных инвестициях, чтобы привлечь более крупные грузовые суда, но активность исподволь набирает обороты, и если площадь ледяного покрова по-прежнему будет сокращаться, он станет еще одним маршрутом доставки грузов из нордового Китая в Европу.
Судя по всему, банки пристально следят за развитием событий и за тем, что это может означать для будущей торговли. Потому не приходится удивляться, что ряд банков обязались выделить в общей сложности 9,5 миллиардов долларов на финансирование второго СПГ-проекта компании «Новатэк» – комплекса «Арктик СПГ-2». Сообразно сообщению агентства Reuters, государственный Банк развития Китая и немецкая страховая компания Euler Hermes уже взошли в число кредиторов, которые взяли на себя определенные обязательства, а французская горнодобывающая компания PBI France пока есть в процессе принятия решения о финансировании. Разумеется, самым щедрым спонсором проекта «Арктик СПГ-2» общей стоимостью в 21 биллион, стал Государственный банк развития Китая, предоставивший 5 миллиардов долларов.
«Арктик СПГ-2» будет иметь всеобщую мощность около 20 миллионов тонн СПГ в год, разделенную между тремя линиями сжижения природного газа. Его планируется завести в эксплуатацию в 2023 году, а на полную мощность предприятие выйдет к 2026 году, и «Новатэк» уже заказал парк из 14 танкеров СПГ ледового класса, какие строятся для транспортировки будущей продукции компании.
У России имеются весьма амбициозные планы по расширению своего наличия на мировом рынке СПГ. Министр энергетики Александр Новак недавно заявил на одном из отраслевых мероприятий, что страна рассчитывает на 25-процентную часть мирового рынка сжиженного природного газа. Он также добавил, что уже к 2025 году Россия должна довести суммарную мощность сжижения газа до 68 миллионов тонн в год.
«У уже есть самый большой потенциал в мире в сфере добычи газа, а также мощная и развитая транспортная инфраструктура», – произнёс Новак. Министр особо подчеркнул, что развитие Северного морского пути позволит сделать поставки СПГ более скорыми и более дешевыми. Россия уже сегодня является вторым по величине поставщиком СПГ в Европу после мирового лидера, Катара. В прошедшем году объем экспорта в Евросоюз составил 16 миллионов тонн сверхохлажденного газа, в то время как в 2018 году этот показатель составлял итого 7 миллионов тонн. Для сравнения, Соединенные Штаты в 2019 году экспортировали в Европу 12 миллионов тонн СПГ.
«Стоимость российского СПГ в Европе – одна из самых низеньких в мире. Его можно приобрести в Евросоюзе по цене менее 2 долларов за миллион БТЕ, – рассказал старший аналитик по базарам СПГ в компании S&P Global Platts в своем интервью изданию Petroleum Economist в феврале нынешнего года. – Благодаря этому мощному ценовому стимулу Россия в прошедшем году стала вторым по величине поставщиком СПГ в Европу, обойдя в этом рейтинге Нигерию и оттеснив других ключевых поставщиков, вводя Алжир».
Если принять во внимание тот факт, что с каждым годом продолжительность периода навигации по Северному морскому линии увеличивается, цены могут со временем снизиться еще больше, что создаст серьезные трудности для конкурентов, особенно для американских производителей СПГ, влекущихся занять лидирующие позиции на европейском рынке.
Безусловно, в этой связи нельзя не сказать и об Азии, где сегодня располагаются несколько крупнейших всемирных импортеров СПГ, включая Южную Корею, Китай и Японию. Цена для них также была бы главным приоритетом, особенно после того тяжкого ущерба, который нанесла их экономике пандемия коронавируса. А по ценовому фактору Россия, судя по всему, побеждает вящую часть своих конкурентов, и в немалой степени благодаря открывающемуся Северному морскому пути.
Поделиться…0

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *