Год прошел с момента торжественного запуска газопровода «Мочь Сибири».
Это не просто артерия для транспортировки «голубого топлива». Проект задумывался и реализуется как один из ключевых в рамках Восточной газовой программы. Ее основные цели – создание газовой отрасли и экономический рост в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, газификация, новый экспортный канал, нынешние производства и рабочие места.
Магистраль, растянувшаяся сегодня более чем на 2 тысячи километров, уже дает мощный импульс развитию цельного ряда восточных регионов России. Среди них – Амурская область. «Сила Сибири», без преувеличения, открыла новую страницу в истории региона. Сюда, в Приамурье, мы и отправились, чтобы увидать, как работает газопровод.
В XVII веке территорию нынешней Амурской области открывали казачьи отряды Василия Пояркова и Ерофея Хабарова. В крышке XIX — начале XX века здесь строили Транссибирскую железнодорожную магистраль, больше известную как Транссиб. В XX столетии новую веху в истории региона ознаменовало сооружение Байкало-Амурской магистрали. Сейчас, в XXI веке, со строительством объектов «Силы Сибири», регион занял важное место на газовой карте России.

Сооружали газопровод в пустынных местах, где леса сменяются болотами, а дикие луга – сопками. Здесь с нуля прокладывали дороги, строили мосты, черты электропередачи и связи. Все это значительно «подтянуло» инженерную и транспортную инфраструктуру региона.

Отдавая дань почтения первопроходцам Дальнего Востока, в их честь были названы компрессорные станции (КС) «Силы Сибири». На уже действующем участке газопровода станций будет восемь. Это «Иван Ребров», «Петр Бекетов», «Максим Перфильев», «Иван Москвитин», «Василий Поярков», «Ерофей Хабаров», «Василий Колесников». Восьмая, самая мощная станция, получила наименование «Атаманская». Она уже введена в эксплуатацию. «Атаманская» раскинулась на территории в 12 гектаров – это примерно в пять раз больше, чем Красная площадь в Москве.

Если сопоставить систему газоснабжения с организмом, то компрессорная станция – это его сердце, которое перекачивает газ по трубам, будто по кровеносным сосудам. Тут «голубое топливо» очищают, сжимают, охлаждают и отправляют дальше.

Главный элемент компрессорной станции – газоперекачивающий агрегат. На «Атаманской» их пять: два мощностью по 16 мегаватт и три – по 32 мегаватта. Сочетание агрегатов различной мощности позволяет гибко регулировать режим работы станции.

В основе 16-мегаваттных агрегатов (ГПА-16У) – модернизированные авиационные двигатели. Их изготавливают в Перми.

Агрегаты на 32 мегаватта (ГПА-32 «Ладога») делают на «Невском заводе» в Санкт-Петербурге. Отсюда и наименование – в честь Ладожского озера, одного из крупнейших в Европе. Это уже агрегаты, созданные специально для газовой отрасли России. Разработка сравнительно новая, однако показавшая свою надежность: такие турбины 10 лет успешно эксплуатируются в «Газпроме». Каждую секунду компрессор «Ладоги» совершает возле 95 оборотов – примерно вчетверо больше, чем барабан стиральной машины у вас дома.

Агрегаты «Ладог» легковесно распознать даже на подходе к «Атаманской» по голубым козырькам, напоминающим пагоду.

Посмотрим на станцию с вышины птичьего полета. Видите желтые трубы, которые отходят от каждого корпуса и затем скрываются под землей.

По ним со скоростью 10,5 метров в секунду течет целиком подготовленный для потребителей газ – очищенный от примесей, сжатый и охлажденный.

Все коммуникации, включая газовые трубы и вязки кабелей, на компрессорной станции расположены на эстакадах. Так рабочим проще и безопаснее добраться до любого участка сетей для проведения осмотра и профилактических трудов.

Чтобы контролировать работу сложного «организма» станции, еще на этапе строительства сюда приехали высококвалифицированные специалисты из различных регионов России. Один из них – заместитель начальника КС «Атаманская» Максим Егоров. До этого он 10 лет работал в дочерней компании «Газпрома» в Екатеринбурге. В «Газпром трансгаз Томск» (правит газопроводом «Сила Сибири») перевелся в апреле 2019 года, застав финальную стадию строительства. «Тогда на площадке одновременно сидели сотни рабочих, – вспоминает он. – И у меня сразу возникло ощущение, будто я стал частью грандиозной истории».

«Атаманская» – «неглупая» станция: технологические процессы максимально автоматизированы, то есть почти не требуют участия человека. Так выглядит главный щит управления «Атаманской». На дюжине мониторов как на ладоше видна работа каждого механизма. Сейчас в зале несколько специалистов. Однако в целом для контроля оборудования довольно одного сменного инженера. Малолюдные технологии в действии.

Работа на станции не прекращается ни на минуту. Когда солнце уходит за горизонт, заступает ночная смена.

С приходом тьмы на вышках зажигаются прожекторы. С ними компрессорную станцию видно издалека, словно маяк в море.

КС «Атаманская» – это лишь одинешенек из множества объектов «Силы Сибири». Чтобы увидеть все звенья этой технологической цепи, понадобится не один день линии среди живописных лесов, равнин и сопок.

На пути магистрали расположены пять линейных производственных управлений (ЛПУ). Мы побывали на одном из них – Свободненском. ЛПУ – это своего рода середины управления, обеспечивающие бесперебойную работу газопровода.

Здесь же базируются бригады, которые отвечают за его профилактику и, если потребуется, ремонт. На территории производственного управления – длинный ряд ангаров со всей необходимой тяжелой техникой, от трубоукладчиков (на переднем плане) до пожарных машин и снегоболотоходов.

Вящая спутниковая антенна позволяет непрерывно быть на связи. Ее обеспечивает группировка космических спутников «Газпрома» под названием «Ямал».

А это – диспетчерская. Утилитарны всю работу здесь выполняет электроника. Однако без человека не обойтись: специалист постоянно следит за показателями на экране, разбирает их и поддерживает связь с другими службами.

На монитор выводятся более 150 параметров, среди каких давление, температура, состояние кранов. Если вдруг какой-то показатель окажется за пределами нормы, сработает звуковая и световая сигнализация.

Чтобы при нужды – например, для проведения профилактических работ – изолировать участок газопровода, на нем установлены запорные краны. Под управлением Свободненского ЛПУ их 18. Диспетчер может обнаруживать и закрывать эти краны дистанционно. Профилактика участков газопровода проводится регулярно – например, перед наступлением зимы. Мишень та же, что и при гидравлических испытаниях теплосетей в городах, – еще раз убедиться, что система работает исправно накануне сезона холодов.

Контакт между компьютерами в диспетчерской и крановыми площадками для максимальной надежности поддерживается тремя обликами связи: оптоволоконной, радиорелейной и спутниковой.

Кроме того, специалисты управления регулярно выезжают на крановые площадки для осмотра оборудования.

Уместно, процессы, за которые отвечает электроника, при необходимости можно перевести на ручной режим работы.

Каким бы нынешним и технологичным ни было оборудование, самый ценный ресурс «Газпрома» – это люди. Поэтому для работников линейного управления гарантированы максимально комфортные условия труда и быта. Прямо на территории Свободненского ЛПУ, по соседству с диспетчерской и технической базой, размещён городок для вахтовиков с трехэтажным общежитием на полторы сотни комнат. Насколько уютно в нем жить, мы смогли оценить собственно, проведя здесь несколько дней.

Большинство комнат одноместные, в каждой есть отдельный санузел с душевой кабиной. Вернувшись после смены, работники могут передохнуть в спокойной, комфортной обстановке. Вот инженер Юрий Кинзерский решил пройти очередной уровень в видеоигре.

Самостоятельно стряпать себе еду не приходится – на первом этаже расположена столовая. Повара отлично знают, какие завтраки, обеды и ужины предпочитают съемщики общежития.

Меню обновляют каждый день, но в нем всегда есть мясные и рыбные блюда, супы, витаминные салаты и компоты.

Размяться между сменами можно в спортивном комплексе: он размещён в отдельном корпусе и включает спортзал, тренажерный зал, душевые и раздевалки.

Здесь есть все для поддержания конфигурации: гири, гантели, кардиотренажеры.

В спортивном зале сейчас завершают внутреннюю отделку, остался заключительный штрих — укладка покрытия. Баскетбольные кольца и футбольные ворота уже наготове. Скоро можно будет проводить командные состязания.

В трех часах езды от ЛПУ расположена газоизмерительная станция (ГИС) «Силы Сибири». Дальше, через реку Купидон, уже Китай.

По сути, ГИС – это огромный счетчик газа. Здесь учитывают, сколько топлива отправляется на вывоз.

За точность измерений отвечают современные приборы учета. Они расположены в этом технологическом корпусе. Счетчики есть в металлических шкафах, через которые проходят восемь газоизмерительных линий.

От газоизмерительной станции «лазурное топливо» поступает в Китай. Газотранспортные системы двух стран встречаются под Амуром. Чтобы полностью исключить вред хрупкой экосистеме, для магистрали на глубине 20 метров под речным дном выстроили специальный тоннель.

Газ, который поступает в Амурскую область из восточносибирских месторождений, – многокомпонентный. Кроме метана в нем содержатся этан, пропан, бутан, пентан-гексановая фракция, гелий. Чтобы извлекать эти ценные компоненты, в 2015 году в незапятнанном поле в 20 км от города Свободного начали возводить Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Для региона это еще одна новая область промышленности.

Завод раскинулся на площади, превышающей 800 гектаров. На такой территории могли бы легковесно поместиться 1100 футбольных полей.

После завершения строительства на Амурском ГПЗ будут перерабатывать 42 биллиона кубометров природного газа. Завод станет одним из самых мощных в мире.

Извлекаемые из природного газа компоненты послужат сырьем для изготовления самой различной продукции. Например, полиэтилена, полипропилена, пластмасс и искусственных каучуков, высокооктанового топлива, растворителей и смазочных материалов.

Компоненты будут выделять в таких колоннах газоразделения. Самая рослая из них – для выделения метана – высотой почти с 30-этажный дом.

Амурский ГПЗ станет абсолютным рекордсменом по выработке ценнейшего компонента природного газа – гелия (до 60 млн куб. м в год). Этот газ необходим для немало наукоемких отраслей: микроэлектроники, медицины, космической промышленности.

Транспортировать гелий будут специально разработанные в России гелиовозы KAMAZ-5490 Neo, трудящиеся на экологичном сжиженном природном газе. В контейнерах этих магистральных тягачей поддерживается постоянная сверхнизкая температура -269 °С. С Амурского ГПЗ гелий будут привозить на крупнейший в вселенной гелиевый хаб вблизи Владивостока. Оттуда в контейнерах гелий будет по морю доставляться покупателям.

2020 год – самый пыл стройки. Одновременно тут трудятся более 30 тысяч рабочих – практически население районного центра. Общий прогресс реализации проекта Амурского ГПЗ уже близится к 70%.

Уже подсчитано: если сложить все металлоконструкции, использованные при строительстве завода, можно соорудить 23 Эйфелевы башни.

При этом строят Амурский ГПЗ так, чтобы сберегать дальневосточную природу. Экологичность – один из главных принципов, которых придерживается «Газпром». Еще до старта работ здесь тщательно исследовали опоясывающую среду: взяли пробы воды, воздуха и почвы, изучили местную флору и фауну.

Организованные данные теперь служат эталоном: по ним лаборатории проводят регулярный мониторинг в окрестностях строительной площадки. Экологическая безопасность стройки Амурского ГПЗ подтверждена результатами более 2000 проб.

С приходом в Амурскую область газовых мегапроектов в регионе создаются новоиспеченные постоянные рабочие места и их количество будет расти.

Будущие работники Амурского ГПЗ будут существовать в новом микрорайоне г. Свободного. Строители возводят 36 таунхаусов и 42 многоквартирных дома на 5000 жителей, а также ребяческий сад, школу, поликлинику, спорткомплекс, центр культуры и досуга.

Подобно первопроходцам, «Газпром» последовательно раскрывает потенциал использования природного газа – экологически незапятнанной энергии – на Востоке страны. «Сила Сибири», протянувшись от реки Лены до Амура, не заканчивает свой путь по России. Другой этап – строительство участка газопровода протяженностью 800 км. Он соединит два крупнейших восточных месторождения – Чаяндинское в Якутии и Ковыктинское в Иркутской районы. И нет никаких сомнений, что все масштабные задачи, поставленные перед «Силой Сибири», будут решены.
