Силуанов поставил пять задач для роста экономики

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Без структурных изменений темпы роста упрутся в «потолок потенциала экономики» – не рослее 1,5% в год, заявил министр финансов Антон Силуанов ныне на расширенном заседании коллегии Минфина. Но задачи у нас более амбициозные – рост не ниже среднемировых темпов – 3-3,5% в год, напомнил он. Для этого Минфин отметил себе несколько целей.

Первая – избавиться от нефтяной подневольности, в том числе за счет бюджетного правила. С февраля уже начали тестировать новоиспеченную конструкцию бюджетных правил, напомнил Силуанов, в итоге корреляция между динамикой курса и стоимостями на нефть снизилась, так же как и процентные ставки. «Просим поддержать предложения Минфина и сформировать проект бюджета 2018-2020 гг. на новоиспеченных правилах», – обратился Силуанов к премьеру. Бюджетное правило уже содействовало макроэкономической стабильности, сокращению зависимости от цен на нефть, поддержала его председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Поддержать рост может и налоговая политика. В 2017 г. Минфин разработает конструкцию новоиспеченной налоговой системы и кодекс неналоговых платежей, чтобы систематизировать правила их вступления и сбора. Для оценки налоговых льгот Минфин планирует завести концепцию налоговых расходов.

Меньше контроля – больше конкуренции

Вторая мишень Минфина – улучшение конкурентных условий и сокращение административной нагрузки. Для добросовестных компаний – упрощать обстоятельства ведения бизнеса, для тех, кто использует серые схемы, – ужесточать. Для образца он привел систему АСК-НДС-2, которая позволила увеличить налоговые доходы в 2016 г. почти на 0,5 п. п. по сравнению с 2014 г. За счет системы ЕГАИС поступления акцизов по концентрированному алкоголю выросли на 28% по сравнению с 2015 г. Маркировка товаров из меха повергла к росту оборота изделий в несколько раз.

В 2017 г. нужно целиком перейти на новые онлайн-кассы, в таможенной сфере – создать систему мониторинга движения товаров от таможенного оформления до торговли конечному потребителю. Пилотный проект по внедрению механизма заработает уже с 1 февраля 2018 г., напомнил Силуанов. Также необходимо сокращать теневой сектор экономики. Так, интегрировать данные внебюджетных фондов и ФНС для роста собираемости страховых взносов. По оценкам Силуанова, стальной «фонд» зарплат составляет 10 трлн руб.

Помочь могут и уже обсуждаемые чиновниками меры – налоговый маневр (снижение налогов на труд при повышении косвенных налогов), стимулирование роста безналичных расчетов и прослеживание операций налогоплательщиков, перечислил Силуанов. Но весьма важно просчитывать инфляционные эффекты, предупредила Набиуллина.

Еще одинешенек резерв для улучшения конкурентных условий – рост эффективности госкомпаний. Выплата дивидендов в размере 50% от незапятнанной прибыли по МСФО позволит не только привлечь доходы в бюджет, но и повысить капитализацию компаний. Инвестиции, финансируемые за счет беспрерывного занижения доходов акционера, по определению не могут быть эффективными, предупредил Силуанов.

Дисциплинированный Минфин

Третья мишень Минфина – эффективность бюджета. Для этого нужно и дальше интегрировать бюджетный и закупочный процесс, расширять казначейское сопровождение расчетов при исполнении госконтрактов. В 2017 г. казначейское сопровождение будет разболтано на расчеты по гособоронзаказу, а с 2018 г. – по контрактам с единственным поставщиком, напомнил он. В грядущем механизм будет распространен на субсидии регионов до уровня муниципалитетов, предупредил Силуанов. В этом году Минфин подготовит добавочные предложения по оптимизации расходов бюджета.

Четвертая цель – трансформировать сбережения в эффективные инвестиции. Минфин планирует завести понятие синдицированного кредита, возможности выдачи «безотзывных» сберегательных сертификатов и открытия лепт в драгоценных металлах, перечислил Силуанов. А также напомнил о разработке системы индивидуального пенсионного капитала, подготовке ОФЗ для народонаселения и выпуске ОФЗ в юанях. Уже сейчас есть интерес к инструменту со сторонки крупных российских эмитентов, поддержала Набиуллина, технических преград для выпуска нет.

Последняя задача – сбалансированность бюджетов регионов. По итогам 2016 г. дефицит бюджетов регионов снизился до минимального с 2008 г. – 12,5 млрд руб., число дефицитных регионов сократились с 76 до 56 в 2015 г., сократился степень долговой нагрузки – на 2,7 п. п. до 33,8%. Меры по сокращению госдолга регионов не трудятся, раскритиковала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Несмотря на то что к 1 марта бывальщины подписаны соглашения с регионами, получающими дотации, что они не должны наращивать бюджетные затраты, дефицит остается высоким, а ситуация повторяется из года в год, предупредила она. По регионам, где госдолг по-прежнему зашкаливает, будет проводиться отдельная труд, пообещал Силуанов.

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий