Социально-уголовное регулирование

РАЗНОЕ

Итак, Государственная дума зачислила, а Совет Федерации одобрил закон о декриминализации побоев в семейству, совершенных впервые. Побоями считаются удары, порезы и другие действия, причиняющие физическую боль. От таких действий могут показаться ссадины, гематомы, ожоги, но они не влекут кратковременное расстройство здоровья или утрату работоспособности. Обсуждение законопроекта в Госдуме и последующее голосование показало, что на степени уголовной политики государства домашнее насилие не рассматривается как социальная проблема и даже, навыворот, может быть признано чуть ли не нормой семейных касательств. Однако на практике декриминализация семейных побоев мало что меняет.

Проблема с эффективностью мер по защите потерпевших от насильственных поступков партнера или родственника начинается еще на стадии подачи заявления в полицию. Любой специалист, трудящийся с потерпевшими от насилия в семье, – психолог, социальный работник, правозащитник – может подтвердить тот факт, что полицейские (обыкновенно участковые) не стремятся принимать заявления у потерпевших о побоях и всячески их от этого отговаривают. До декриминализации побои в семейству подпадали под ч. 1 ст. 116 УК, по которой возбудить уголовное дело вероятно только по заявлению потерпевшего, но также по заявлению потерпевшего это дело можно и кончить в любой момент. Со слов участковых, в случае семейного силы потерпевшие забирают заявления или примиряются в суде более чем в половине дел, устремлённых в суд. Для участковых это означает ухудшение показателей, а также то, что работа была проделана впустую. При этом потерпевшие от побоев могут адресоваться с заявлением в мировой суд напрямую, однако система устроена так, что без квалифицированной юридической поддержки шансы на успех невелики.

Но даже если все барьеры на линии к судебному производству будут преодолены, рассмотрение дела никак не поможет потерпевшей (как правило, это дамы) в защите себя и детей от агрессора. Предыдущая редакция ч. 1 ст. 116 УК предусматривала в качестве наиболее положительного наказания лишение свободы, однако эта редакция действовала с июля 2016 г. итого полгода. До этого судья мог максимально наказать виновного тремя месяцами ареста – вид кары, который в настоящий момент не применяется на практике. В распоряжении судьи остаются различного рода денежные взыскания и непременные (общественные) работы.

Первичные данные обо всех подсудимых за 2009–2013 гг., имеющиеся у Института проблем правоприменения, а также тексты вердиктов показывают, что 70% осужденных за побои, когда в конфликте участвовали супруги или ребята, приговаривались к денежным взысканиям, а оставшиеся 30% – к обязательным трудам. Таким образом, даже если агрессор будет осужден за побои, то скорее итого наказание ляжет на семейный бюджет и еще больше усугубит ситуацию. Перевод побоев, совершенных впервые, в категорию административных правонарушений принципиально ничего не меняет – за такое нарушение виновного ждет штраф, непременные работы или административный арест до 15 суток. Возможно, применение судьями ареста в случае семейного силы окажет небольшой положительный эффект – арест агрессора на 15 суток может дать потерпевшей передышку и пора на сбор вещей.

Однако использование репрессивных мер, связанных с изоляцией в административном или уголовном распорядке, само по себе не является эффективным средством противодействия силе в семье. Чтобы защитить потерпевших и помочь им избавиться от подневольного положения, в первую очередь нужна инфраструктура – кризисные середины, убежища, психологическое консультирование и бесплатная юридическая помощь. Помимо этого необходимы гражданско-правовые оружия защиты. Одним из таких средств является запретительный судебный распоряжение. В приказе судья может запретить лицу, склонному к силе, контактировать с потерпевшей, посещать ее место работы или место жительства, а также ребяческий сад либо школу, куда ходят дети. Предполагается, что потерпевшие могут адресоваться в суд за таким приказом в любой момент независимо от наличия уголовного дела. Помимо запретительного судебного распоряжения потерпевшие могут просить суд о временном выселении партнера или родственника, свершившего насилие в семье, из общего с пострадавшим жилого помещения, о предоставлении преходящего социального жилья, о временном приостановлении прав на общение с детьми и иных мерах по защите себя и детей.

Это только часть вероятных мер, которые нужно обсуждать, а затем принимать в качестве государственной политики по предотвращению семейного силы. Однако российский законодатель предпочитает постоянное редактирование Уголовного кодекса без какого-либо понимания реальных последствий.

Автор – меньший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Оцените статью
Z1V.RU - Актуальные новости России и Мира
Добавить комментарий