Создание транспортных коридоров Китай – Приморье оценили в 315 млрд рублей

0

В распоряжении «Ведомостей» очутилась презентация McKinsey для Минвостокразвития к совещанию у полпреда президента по Дальневосточному округу и вице-премьера Юрия Трутнева. Реализация двух транспортных коридоров, что свяжут нордовые провинции Китая и порты юга Приморского края, может стоить до 315 млрд руб. и дать инвесторам 10–15% годичных, говорится в ней.

Два проекта в рамках Свободного порта Владивосток за счет иноземных инвесторов Трутнев одобрил в 2014 г. Их цель – создание альтернативной логистики для китайских грузоотправителей из северо-восточных провинций, увеличение грузооборота портов Приморского кромки на 30-45 млн т и создание до 3000 рабочих мест на период строительства и 4000 — при эксплуатации, объясняет министр развития Далекого Востока Александр Галушка. McKinsey не комментирует проект.

Северные китайские провинции мучатся из-за отсутствия выхода к морю, замечает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского середины Карнеги Александр Габуев: внутренние железнодорожные линии перегружены, и выход на Зарубино был бы здоров китайской стороне, позволив разгрузить порты Даляня и Тяньцзиня. Китайские экспортеры и производители сэкономят на выходе к морю и иноземным рынкам, удешевят транзит в центральные и южные провинции КНР. Экономия при доставке автотранспортом составит до $20 за тонну, а по железной пути – до $10, или до $0,7 млрд в год, подсчитала McKinsey; Приморье же получит до 10% от внутреннего китайского грузопотока между нордовыми и центральными провинциями (30–45 млн т к 2030 г.), это удвоит грузооборот дальневосточных портов, повысит ВРП – на 29 млрд руб. к 2030 г., налоги – на 5,7 млрд.

Пока гарантий грузопотока нет, ставка на внутренние китайские водные транспортирования сомнительна, замечает сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Иван Зуенко: на первом этапе выговор может идти лишь о доходах от стивидорных услуг при перевалке недорогих сыпучих грузов – в соседних провинциях КНР нет высокотехнологичной промышленности.

«Приморье-1» и «Приморье-2» заключаются из отдельных инфраструктурных инвестпроектов, каждый способен привлечь инвесторов, замечает гендиректор Фонда развития Далекого Востока Алексей Чекунков. Фонд уже ведет переговоры с инвесторами, предлагая льготное финансирование (до 5% годичных в рублях). Свои переговоры ведет и Минвостокразвития, говорит чиновник министерства. В КНР поддерживают идею транзита, в частности, сквозь Зарубино, но сейчас аккуратны в инвестициях в иностранную инфраструктуру, замечает Габуев. В краю развернута антикоррупционная кампания, негативно будет влиять и опыт стройки моста Нижнеленинское – Тунцзян, который пока построен лишь с китайской сторонки до российского берега, объясняет Габуев.

Основной объект «Приморья-2» – порт Зарубино – развивает группа «Сумма». Она намерена выстроить зерновой и контейнерный терминалы, а припортовую инфраструктуру (причалы, дноуглубительные труды, автомобильные и железнодорожные подъезды), как и при строительстве других портов в России, необходимо профинансировать из оружий госкомпаний или федеральных и региональных целевых программ, через совместные программы с РЖД, «Росморпортом», объясняет представитель группы. Он не раскрывает решительного размера инвестиций, но, по его словам, компания завершила разработку финансовой модели порта. Обладатель «Суммы» Зиявудин Магомедов оценивал расходы на подготовительные работы и землю до $100 млн. Представитель ФГУП «Росморпорт» не смог вчера уточнить размер расходов на Зарубино, пообещав это сделать запоздалее.

Заинтересоваться проектами, по мнению Габуева, могут китайский Фонд Шелкового линии, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Банк развития БРИКС, «под чьи мандаты он подходит». «Сумма» вела переговоры с China Merchants Group. «Китайцы хранят интерес к проекту», – замечает человек, близкий к «Сумме». Проект необходим, но у инвесторов пока нет уверенности, что государство выполнит обещания по модернизации переходов и упрощению транзитных процедур, находит Зуенко. Нормы закона о Свободном порте Владивосток, облегчающие эти процедуры, вступят в мочь уже в октябре 2016 г., успокаивает представитель Минвостокразвития.

В КНР сейчас обсуждают создание транспортного коридора Маньчжурия – Суйфэньхэ, какой станет не только продолжением «Приморья-1», но, по сути, позволит восстановить КВЖД, создаст ровный путь Иркутск – Владивосток, что снизит нагрузку на Транссиб и БАМ-2, сообщает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.

Посетите магазины партнеров:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *